На
обратном пути, когда друзья проезжали через дремучий лес, машина вдруг
остановилась. Гномик несколько раз попытался ее завести, но у него ничего не
получилось. Друзья приуныли.
—
Э-э-э, что же нам теперь делать? — вздохнул Слыш.
—
Кто меня звал? — неожиданно послышался голосок.
Друзья
обернулись — перед ними стоял маленький старичок с длинной бородой.
—
Здравствуйте... э-э-э... меня зовут дядюшка Э, — представился старичок — Так зачем вы... э-э-э... меня звали?
—
Вообще-то мы никого не звали, — удивилась Буковка, — но если вы нам поможете,
то мы будем очень рады. У нас сломалась машина.
—
Э-э-э... это не сложное дело... э-э-э... подождите меня, я скоро вернусь, —
пробормотал дядюшка Э и исчез.
—
Какое интересное имя! — удивился Слыш.— И этот дядюшка Э все время повторяет:
«э-э-э», как будто он что-то забыл. Слыш опять повторил: «э-э-э». (Горлышко гудело, воздух выходил из ротика
легко и свободно. Этот звук тоже можно было петь и тянуть. Губы сделали воротца
для воздуха — теперь они напоминали лежащий овал.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [э] правильно, в
соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ, языка,
работой горлышка и дыханием.
Потом
Слыш решил описать песенку дядюшки Э.
Задание - «Опиши
звук». Попросите ребенка помочь
Слышу описать звук [э]. Спросите малыша: «Когда мы произносим звук [э], как
выходит из ротика воздух?» (Легко и
свободно.) «Есть ли преграда?» (Воздух
не встречает никакой преграды.) Напомните ребенку, что, если при произнесении
звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой
звук называется гласным. Спросите еще раз: «Звук [э] какой?» (Гласный.)
Гномик
предложил придумать слова с новым звуком, друзья задумались, но потом все же
придумали несколько слов.
Игра «Придумай слово с заданным
звуком». Предложите ребенку помочь
друзьям придумывать слова со звуком [э]. Если ребенок затрудняется, напомните
ему сказки, в которых встречаются имена героев с данным звуком. Или рассмотрите
картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [э].
Рекомендуемые
слова: эльф, эхо, Элли, Эдик, эх.
Буковка решила написать новую букву:
И прочитала стишок:
Это — Э с открытым ртом
И с большущим языком,
(Г. Юдин)
А потом она предложила Слышу нарисовать дядюшку Э.
Задание «Рисунок по
клеточкам "Дядюшка Э"», Предложите ребенку тоже нарисовать сказочного
лесного жителя вместе с Буковкой и Слышем. Возьмите тетрадь в крупную клеточку.
Попросите его отступить 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточке
вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой
клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует)
картинку.
Игра «Напиши
букву». Попросите
ребенка написать еще одну букву в его красивом альбоме или в тетради. Сначала
сами напишите большую печатную букву «Э», читая стихотворение. Затем малыш
пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда большая
буква «Э» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать
маленькую печатную букву «э».
И тут опять появился дядюшка Э и принес в листочке
цветочного масла. Он дал его машине, и она загудела.
— Э-э-э... просто вашей машине, э-э-э... было нужно
немного подкрепиться,— сказал дядюшка Э.
Друзья поблагодарили его, попрощались и выехали на
машине из леса. Вскоре они приехали в свой волшебный город, поблагодарили
гномика и машину за радостное путешествие, попрощались друг с другом и
разошлись по домам. Ведь уже наступила ночь, и все жители сказочной страны
легли спать.
Дорогой друг, ты уже
знаешь шесть гласных звуков и букв, с которыми тебя познакомили наши друзья
Слыш и Буковка. А теперь мы вместе с нашими героями пойдем навстречу новым
приключениям. Ты познакомишься с согласными звуками и буквами. Согласными
называются такие звуки, при произнесении которых воздух, встречает на своем
пути преграду. Он не может свободно и легко выходить изо рта, так как ему
мешают или губы, или язык, или зубки. Итак, слушай и запоминай...
|