Малыш
ежонок еще не успел отойти от домика Буковки, как откуда ни возьмись, выскочил
взъерошенный котенок. Он увидел ежонка, выгнул дугой спинку и зафырчал:
«ф-ф-ф». Ведь раньше он никогда не видел такого колючего зверя. Ежонок опять
испугался и свернулся в клубок. Буковка погладила маленького котенка:
—
Не фырчи, это маленький ежонок, он тоже пришел полакомиться молоком.
Котенок
успокоился и начал быстро лакать молочко. А Слышу очень понравилась песенка
испуганного котенка: ф-ф-ф. Он размял свои губки и язычок.
Упражнения для губ и язычка. Предложите ребенку потренировать губки и язычок вместе
со Слышем, выполните несколько упражнений перед зеркалом. Каждое упражнение
делайте по 5—7 раз.
«Улыбка» — улыбнуться,
с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Трубочка» — с
напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты.
«Улыбка-трубочка» — чередование первых двух упражнений.
«Киска лакает молочко» — улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий
язык и придать ему форму «чашечки» - (т.е. слегка приподнять кончик языка).
Выполнять имитацию лакания.
Потом
Слыш произнес новый звук: «ф-ф-ф». (Его
нижняя губа прижалась к верхним зубам, они не хотели пускать воздух.
Но воздух прорвался сквозь преграду и фырчал.)
Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [ф] правильно, в соответствии
с описанной артикуляцией. Следите за положением губ, языка, работой горлышка и
дыханием.
Затем
Слышу захотелось описать этот звук.
Задание «Опиши
звук». Помогите Слышу описать
звук [ф]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении звука встречает
преграду, какой это звук?» (Согласный.)
Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху
мешает свободно выходить изо рта нижняя губа, которая прижимается к верхним
зубам. Спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос,
ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ф]. Если ушки «гудят»,
этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно приложить ладонь к
горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть и мягким, и твердым.
Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ф] (помогите себе кулачком —
сильно его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [ф'] (кулачок сжимается
слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука:
этот звук согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
А
малыш ежонок понял, что никто его не обидит, осмелел и запел песенки.
Игра «Повтори серии слогов». Поиграйте вместе с ежонком, спойте его веселые
песенки: произносите серии слогов. Ребенок точно повторяет последовательность
слотов за вами. Если малышу не удается повторить сразу три слога правильно,
начните с одного - двух слогов. Серии из 4—5 слогов произносите только после
того, как у ребенка будет хорошо получаться повторение трех слогов.
Предлагаемые
цепочки слогов: фа-фо-фы; фы-фо-фа; фэ-фо-фы-фу; фы-фо-фу-фэ-фа.
После
того как все успокоились и подружились, Буковка написала букву «Ф»:
А
вот и стишок про новую букву:
Ф
– щеки раздула две —
Словно
филин на сосне.
(А.Шибаев)
Игра - «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в
альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Ф», читая
стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает про нее
стихотворение. Когда написание большой буквы «Ф» будет получаться достаточно
хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «ф».
Задание - «Чтение» - Предложите ребенку вместе с Буковкой прочитать слоги. Читайте их
слитно, «растягивая» гласный звук. Если ваш малыш достаточно хорошо читает
слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая»
гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание на
последующую гласную, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей
букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: фа, фо, фу, фы, фэ, фи.
Слова
для чтения: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы.
А
чтобы ежонок и котенок больше не ссорились, Буковка нарисовала рядом с ежонком котенка,
который выгибает спинку.
Задание - «Рисунок по клеточкам "Котенок
сердится"». Предложите ребенку
нарисовать рядом с ежонком сердитого котенка. Возьмите тетрадь в клеточку.
Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10
клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правой нижнем углу
десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает
(копирует) картинку.
|