Наконец золотой ключик открыл дверь старого дома, и
друзья, держась за руки, вошли внутрь. Сначала они никого не увидели, потому
что в домике было очень темно и пыльно. Но потом, приглядевшись, Буковка
заметила около огромного стола небольшую птицу. Это был гусь. От его розовой
лапки к ножке стола тянулась крепкая веревка — кто-то привязал бедного гуся и
оставил в доме.
— Г-г-г, — тихо гоготал ослабевший гусь,— Прошу вас,
освободите меня. Меня зовут гусь Гога. Злой волшебник, живущий в этом старом
доме, поймал меня в лесу. Он захотел, чтобы я служил ему: носил злого
волшебника на своей спине по воздуху, приносил ему разные диковинные травы из
далеких стран, выполнял все его желания. Но гусь — свободная птица, и я не
хочу служить злому волшебнику. Когда я отказался выполнять его приказания, он
привязал меня к столу, а сам ушел. Вот уже несколько дней я один — без воды и
пищи.
— Бедняжка, — пожалела Гогу Буковка. Друзья, не
мешкая, отвязали веревку. Гога радостно загоготал:
— Г-г-г, теперь я на свободе! Благодарю вас. Но
здесь нельзя долго находиться, ведь злой волшебник может прийти в любую минуту.
Бежим!
Все трое выбежали из темного дома.
Гога еще раз поблагодарил Слыша и Буковку, а потом
взлетел в небо и отправился к себе домой. Как только гусь скрылся в лесу,
друзья побежали на свою улицу.
Песенка Гуся — звук [г] — запомнился Слышу. Он
потренировал свой язычок.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку
потренировать язычок вместе со Слышем. Упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7
раз.
«Лопатка» — улыбнуться, приоткрыть рот,
положить язык на нижнюю губу, подержать язычок на губе 5—7 секунд.
«Иголочка» — улыбнуться, приоткрыть рот,
высунуть узенький язычок Подержать язычок в таком положении 5-7 секунд.
«Лопатка-иголочка» — чередовать положение языка: широкий — узкий.
Веселый
язычок помог Слышу произнести песенку Гоги: «г-г-г».
(Язык не хотел пропускать воздух.
Он выгнулся, как змея, отодвинулся в глубь рта, прижался к нёбу. Но воздух
прорвался сквозь преграду, и язык «рассердился», он начал стучать по
«потолочку» своим «хвостом».)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый согласный звук без
ошибки, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным
положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Затем
Слыш решил описать новый звук.
Задание - «Опиши звук». Помогите ребенку вместе со Слышем описать новый
согласный звук [г]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука
встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)
Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо
рта спинка язычка, которая прижимается к нёбу. Спросите: «Этот звук звонкий или
глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и
произнести звук [г]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят —
глухой. Также для проверки можно
приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и
твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [г] (помогите себе кулачком — сильно
его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [г'] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются).
Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный,
звонкий, может быть твердым или
мягким.
После
того как Слыш узнал все о новом звуке, он решил поиграть с именем гуся.
Игра - «Повтори слоги». Спросите ребенка: «Кто был в доме злого волшебника?» (Гога.) «Кого спасли друзья?» (Тогу.) «Кому друзья отвязали веревку
с лапки?» - (Тоге.) «Кого не
видно в небе?» (Гоги.) А потом
предложите повторить за вами по слогам:
Го-га Го-ге
Го-гу Го-ги
Буковка
достала свой волшебный карандаш и записала: А Слыш придумал маленькое
стихотворение:
Г
узнаешь без труда:
Очень
горбится всегда.
(А.
Шибаев)
Игра - «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в
его альбоме или в тетради. Сначала вы пишете большую печатную букву «Г», читая
стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву, рассказывает про нее
стихотворение. Когда написание большой буквы
«Г» будет получаться достаточно хорошо,
попробуйте вместе с
ребенком написать маленькую печатную букву «г».
Гусь
был такой большой и красивый, что друзья решили его нарисовать.
Задание «Рисунок по клеточкам "Гусь"». Предложите ребенку тоже нарисовать красивого гуся.
Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от
предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить
точку в правом нижнем углу десятой клеточки – это будет начало рисунка. Затем
ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой.
Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо
читает слоги, можно перейти к словам: читайте их по слогам, слитно,
«растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква,
обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении ребенок
сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: га, го, гу, гы, гэ, ги.
Слова
для чтения: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам.
|