На
следующий день туман рассеялся, и Слыш выбежал на улицу. Он поспешил к своей
подруге — Буковке. Слыш шел по тропинке. В траве блестела роса, капельки
переливались на солнышке. Вдруг одна капля блеснула очень ярко. Слыш наклонился
и заметил в траве небольшой золотой ключик. Наш друг поднял ключ и решил
показать его Буковке.
Когда
Буковка увидела маленький красивый ключик, она удивилась:
—
В нашем волшебном городе никто не запирает свои двери на ключ. Ведь у каждого
из нас есть на двери колокольчик, который предупреждает о том, что к тебе
кто-то пришел. Я знаю только один старый дом на окраине города, который
запирается на ключ.
—
Наверное, этим ключом можно открыть дверь старого дома, — задумался Слыш. — И
тот, кто потерял этот ключ, теперь не может попасть домой!
—
Давай вернем ключ хозяину. Пойдем к старому дому, — предложила Буковка.
И
друзья отправились на окраину волшебного города. Когда они подошли к старинному
дому, Слыш постучал в дверь. Никто не отозвался, но в доме послышался какой-то
шум, и чей-то тихий голосок произнес:
—
Не оставляйте меня, откройте дверь! Буковка и Слыш испугались, но решили
открыть дверь волшебным ключом.
—
К-к-к, — заскрипел ключик в замке. Слыш прислушался — этот звук был новым и
необычным.
Слыш
потренировал свой веселый язычок.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку потренировать язычок вместе со
Слышем, выполните упражнения перед зеркалом 5—7 раз:
«Горочка» - растянуть
губы в улыбке, рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык
горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«Бантик» - прикусить
«горочку» зубами.
Потом
язычок помог нашему другу произнести «к-к-к». (Язык не хотел пропускать воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся в
глубь рта, прижался к небу. Воздух прорвался сквозь преграду, а язык сердился,
стучал по нёбу своим «хвостом».)
Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [к] верно, в соответствии
с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой
горлышка и дыханием.
Слышу
не терпелось узнать побольше о новом звуке. Он постарался описать его.
Задание - «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [к]. Спросите ребенка:
«Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите
определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо
рта спинка язычка, которая прижимается к нёбу. Затем спросите: «Этот звук
звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки
ладонями и произнести звук [к]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не
гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем
определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с
ребенком этот звук твердо: [к] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите).
Затем произносите этот звук мягко: [к'] (кулачок сжимается слабо, губы
улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук
согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
Потом
Слыш поиграл с новым звуком — он решил определить его место в разных словах.
Игра «Определи место звука в слове». Предложите
ребенку послушать слова и вместе со Слышем определить, где стоит звук [к]: в
начале, середине или конце слова.
Рекомендуемые
слова: кот, мак, закат, каша, лак, окно, рак, ключ, сорока, карандаш.
А
Буковка решила записать новую букву:
А
потом прочитала про нее стишок:
На
прямую палочку
Справа
села галочка.
(Г.
Ванюхина)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в его альбоме или
в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «К», вслух читая
стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение
про нее. Когда написание большой буквы «К» будет получаться достаточно хорошо,
попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «к».
Задание - «Чтение». Предложите ребенку прочитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их
слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает
слоги, можно перейти к словам: читайте их по слогам, слитно, «растягивая»
гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание
ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к
следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ак, ук, ок, ык, эк, ик.
Слова
для чтения: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника.
Чтобы
запомнить, от какой двери золотой ключик, Слыш предложил Буковке нарисовать
ключ и замок.
Задание «Рисунок по клеточкам "Ключ и
замок"». Предложите ребенку помочь Буковке нарисовать ключик
с замком. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10
клеточек вниз от предыдущих рисунков на 10 клеточек вправо от левого края
листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало
рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|