Прекрасным летним утром Слыш как всегда проснулся,
сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал
интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом музыкальном
инструменте:
— М-м-м, м-м-м.
Странно, — подумал Слыш, — Я никогда раньше не
слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на
колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не
знаю.
Слыш вышел во двор и увидел, что в соседнем
сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.
— Что это такое? — спросил Слыш.
— Это домра. Послушай, как звучат ее струны: м-м-м,
м-м-м. — И Лопоух заиграл на домре.
Слыш так заслушался, что не заметил, как к нему
подошла его подруга Буковка.
— Послушай, — воскликнул Слыш, — какой новый звук я
узнал. — Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и
неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его
губками и стал их тренировать.
Упражнение для губ -
«Веселый карандаш». Предложите ребенку тоже потренировать губки вместе со Слышем. Попросите
его взять карандаш (ручку) и захватить его одними губами. Затем ребенок
«рисует» в воздухе карандашом вертикальные линии, горизонтальные линии, круги
(двигаются одни губы; ни зубы, ни язычок не помогают).
— М-м-м,— протянул Слыш. (Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух
идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать,
если дотронуться до них пальцами).
Задание -
«Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [м] правильно, в соответствии с
описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой
горлышка и дыханием.
Слыш заметил, что воздух встречает на своем пути
преграду — его не пускают губы. Потом Слыш закрыл свои большие уши ладонями и
опять произнес этот звук. Странно, но ему показалось, что его уши звенели! Этот
звук оказался звонким. Слыш решил произнести его сначала твердо: [м], потом
мягко — [м'].
Задание «Опиши звук». Предложите ребенку помочь Слышу окисать звук [м].
Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду,
какой это звук?» (Согласный.) Теперь
попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешают
свободно выходить изо рта губки, они смыкаются и не пускают его. Далее
спросите: «Это звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок
может закрыть ушки ладонями и произнести |м]. Если ушки «гудят», звук звонкий,
если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку.
Затем определите вместе с ребенком, может ли этот звук быть мягким и твердым,
Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [м] (помогите себе кулачком —
сильно его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [м'] (кулачок сжимается
слабо, губки улыбаются). Попросите ребенка дать полное описание звука: этот
звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
Затем Слыш начал ловить этот новый звук.
Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать
звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [м]. Произносите разные гласные
звуки и звук [м] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы
усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные
звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [м], |о], [и], [э], [м], [м], [а] [о], [у],
[о], [м], [о].
А Буковка написала своим волшебным карандашом букву
«М»:
И прочитала про нее стишок:
Взявшись за руки, мы встали и на «М» похожи стали.
(В. Степанов)
Игра «Напиши букву». Откройте альбом или тетрадь
на новой странице и скажите малышу, что теперь вы будете учиться писать
согласные буквы. Для работы можно взять синий карандаш. Попросите ребенка
написать новую букву в его красивом альбоме или в тетради. Сначала вы сами
пишете большую печатную букву «М», читая стихотворение. Затем малыш пишет эту
же букву, рассказывает про нее стихотворение. Когда написание большой буквы «М»
будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую
печатную букву «м».
Потом Буковка задумалась и весело сказала: — «М» —
это мамина буква, потому что слово «мама» начинается на звук [м].
Задание «Чтение».
Предложите ребенку вместе с
Буковкой прочитать слоги. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если
малыш достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по
слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная
буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную букву, чтобы при
чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ам, ум, ом, им, ым, эм.
Слова
для чтения: ум, мама, мимо, му-му.
Слышу
так понравился необычный музыкальный инструмент, что он попросил Буковку его
нарисовать.
Задание «Рисунок по клеточкам "Домра"». Предложите ребенку тоже нарисовать домру вместе с
Буковкой и Слышем. На этом этапе можно уже попробовать рисовать домру в тетради
с обычными клеточками. Если ребенок затрудняется, продолжайте выполнять рисунки
в тетради с большими клеточками, Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от
предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку
в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок
перерисовывает (копирует) картинку.
|