Друзья
помахали дятлам вслед и побежали по дорожке. Они хотели быстрее вернуться
домой, ведь уже наступал вечер. Но, приблизившись к волшебному городу, они
растерялись — густой туман покрыл все улицы и дома, ничего не было видно.
—
Как же мы найдем свои дома? — огорчилась Буковка. — Ведь я даже тебя, Слыш,
почти не вижу!
—
Не беспокойся, Буковка, до нашей улицы мы дойдем, ведь я часто играю в жмурки и
помню дорогу домой очень хорошо. А дом мы узнаем по скрипу двери: на всех домах
нашей улицы висят веселые колокольчики, а на моей двери колокольчика нет, зато
дверь всегда протяжно скрипит, когда ее открываешь.
Игра – «Какие звуки ты слышишь?»
Предложите ребенку прослушать
магнитофонную запись с различными звуками или шумами (звук скрипящей двери,
звук колокольчика, шум дождя, ветра, звуки улицы, лай собаки и др.). Их можно
записать самим или использовать готовую пленку («Театральные шумы»). Ребенок
должен прослушать предложенные звуки и затем угадать, что или кто их издает.
Так
они и сделали: Слыш взял Буковку за руку и довел до их улицы. Потом они стали
подходить к двери каждого дома и тихонько открывать ее. Если раздавался звук
колокольчика, друзья извинялись и шли дальше. Около одного дома они
остановились, и Слыш потянул дверь. «Н-н-н», — услышали они жалобный звук.
—
Вот мой дом! — воскликнул Слыш. — А твой дом — следующий. — Он проводил Буковку
домой и побежал к себе.
—
Н-н-н, — опять скрипнула дверь. Но Слыш был рад этому звуку.
Слышу
понравилась песенка его двери, поэтому он размял язычок, чтобы повторить ее.
Упражнение для язычка «Язычок — силач».
Предложите ребенку потренировать язычок вместе со Слышем: кончиком языка
упереться в верхние зубы и с силой толкать их. Выполните упражнение перед
зеркалом 5—7 раз.
А
потом Слыш произнес: «н-н-н». (Зубы
сжаты, они не пускают воздух, язык поднят вверх, он тоже не хочет пропускать
воздух. Но воздух нашел путь: он идет через нос. Нос сердится и гудит.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [н] в соответствии с
описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой
горлышка и дыханием.
Слышу
захотелось узнать побольше о новом звуке.
Задание «Опиши
звук». Вместе с ребенком
помогите Слышу описать новый для него согласный звук [н]. Спросите ребенка:
«Если воздух при произнесении этого звука; встречает преграду, какой это звук?»
(Согласный.) Теперь попросите
ребенка определить место преграды и описать ее:
воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, который поднимается к
верхним зубам. После описания преграды спросите: «Этот звук звонкий или
глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями: и
произнести звук [и]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят —
глухой. Также можно приложить ладонь к горлышку. Затем определите вместе с
малышом, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с
ребенком этот звук твердо: [н] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите).
Затем произносите этот звук мягко: [н'] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются).
В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный,
звонкий, может быть твердым или мягким.
Слыш
забрался в свою кроватку, огляделся вокруг и назвал все предметы в комнате, в
названии которых есть звук [н].
Игра «Перечисли названия
предметов с заданным звуком». Попросите
малыша перечислить предметы из его комнаты, в названии которых есть звук [н].
Например: диван, телефон, книги, наволочка, носки, картина, нитки...
Незаметно
Слыш уснул. А на следующий день к нему в гости зашла Буковка и записала новую
букву: «Н».
А
Слыш прочитал про эту букву стишок:
На
букве Н я, как на лесенке,
Сижу
и распеваю песенки.
(Е.
Тарлапан)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать эту букву в его красивом
альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Н», читая
стихотворение. Затем ваш ребенок
пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда написание
большой буквы «Н» будет получаться у ребенка достаточно хорошо, попробуйте
вместе написать маленькую печатную букву «н».
Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой.
Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по
слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит
согласная, обращайте внимание ребенка на последующую гласную букву, чтобы при
чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения; ан, он, ун, ын, эн, ин.
Слова
для чтения: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман.
А
еще Буковка предложила Слышу повесить на его дверь большой колокольчик, чтобы
его громкий звон всегда помогал Слышу находить свой домик. Буковка даже
нарисовала такой колокольчик.
Задание «Рисунок по
клеточкам "Колокольчик"». Предложите
ребенку тоже нарисовать колокольчик для двери Слыша. Возьмите тетрадь в
клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков
и на 10 клеточек вправо от левого края листа,
поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало
рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|