Буковка
была и очень доброй девочкой — она каждое утро выносила на улицу блюдечко с
молоком для маленького котенка, который жил неподалеку. Котенок быстро лакал
молоко, громко мяукал (благодарил Буковку) и убегал играть. Иногда, в
благодарность Буковке, котенок приносил бабочек, мышек или птичек. Но Буковка всегда
отпускала их на волю.
Однажды
утром Буковка, как всегда, поставила около дома блюдце с молоком и ушла обратно в дом. Но вместо привычного «мяу»
Буковка услышала непонятный звук. Она позвала своего друга Слыша. Слыш сразу же
прибежал к домику подруги. Вот что он увидел: около блюдца сидел маленький
колючий ежонок, лакал молоко и пыхтел: «п-п-п». Слыш взял маленького ежика в
руки и принес Буковке:
—
Смотри, вот кто тебя напугал. Это ежик пыхтел.
Но
маленький ежонок свернулся в клубок, притаился и молчал. Тогда Слыш
потренировал свои губы и повторил его песенку: «п-п-п».
Упражнение для губ - «Сердитый ежик». Предложите ребенку потренировать губки вместе со
Слышем, выполните упражнение перед зеркалом 5—7 раз: поднять верхнюю губу,
опустить ее (нижняя губа не двигается). Затем опустить нижнюю губу, поднять ее
(верхняя губа не двигается).
—
П-п-п, — запыхтел Слыш как ежик. (Губы
не хотят пускать воздух, а он все равно прорывается между ними, губы сердятся,
тихо «пыхтят», шлепают друг о дружку.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести изучаемый звук в
соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ,
языка, работой горлышка и дыханием.
Слыш
решил описать новый звук.
Задание - «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [п]. Спросите ребенка:
«Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка
определить место преграды и описать ее: воздуху мешают свободно выходить изо
рта губки, они смыкаются и не пускают воздух. Затем спросите: «Этот звук
звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки
ладонями и произнести звук [п]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не
гудят — глухой. Также можно приложить ладонь к горлышку. Затем определите
вместе с ребенком, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе
с ребенком звук твердо: [п] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите).
Затем произносите этот звук мягко: [п'] (кулачок сжимается слабо, губы
улыбаются). Попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный,
глухой, может быть и твердым, и мягким.
Слыш
так точно повторил песенку ежика, что тот высунул свою острую мордочку и тоже
начал пыхтеть — отвечать Слышу.
Игра «Эхо».
Предложите ребенку поиграть со Слышем и
ежиком: произносите звук один, два, три и более раз (это ежик поет свою
«песенку»), а ребенок повторяет звук столько раз, сколько раз его услышал (Слыш
отвечает ежику): п-п; пп-пп; ппп-ппп.
Буковка
рассмеялась и написала на листочке волшебным карандашом:
А
Слыш придумал про новую букву стихотворение:
Букву
П в спортивном зале
Перекладиной
назвали.
(А.
Шибаев)
Игра - «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в
альбоме или в тетради. Сначала вы сами напишите большую печатную букву «П»,
читая вслух стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает
про нее стихотворение. Когда большая буква «П» будет получаться достаточно
хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «п».
Буковка
назвала букву «П» папиной буквой, ведь в слове «папа» встречается звук [п].
Потом друзья вместе отпустили маленького ежонка на волю, и Буковка налила в
блюдце еще свежего молока — для котенка.
Задание «Чтение». Предложите ребенку прочитать слоги вместе с Буковкой.
Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо
читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно,
«растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква,
обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу
переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ап, оп, уп, ып, эп, ип.
Слова
для чтения: он, папа, пума, пимы.
Слыш
предложил своей подруге нарисовать смешного ежика.
Задание «Рисунок по
клеточкам "Ежик"». Предложите ребенку вместе с
нашими друзьями нарисовать смешного ежика. Возьмите тетрадь в клеточку.
Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10
клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой
клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует)
картинку.
|