Рядом
с аквапарком стояли огромные качели. Конечно же, наши друзья захотели на них
покататься.
Но
только они подошли ближе, как лохматый пес, стороживший качели, грозно зарычал:
—
Р-р-р, стойте, проход закрыт.
—
Но почему? — удивилась Буковка. — Вон сколько детей дружно катаются на этих
качелях.
—
Р-р-р, — ответил пес, — я пропускаю только тех посетителей, которые могут
выполнить три моих задания.
—
Мы их готовы выполнить, — отозвался Дракоша.
—
Хорошо, повторите три раза, быстро и не ошибаясь, скороговорку:
«Раз
дрова, два дрова, три дрова».
Дракончик
повторил скороговорку три раза без единой ошибки. А вы, ребята, так сможете?
Игра «Повтори скороговорку». Предложите малышу тоже повторить скороговорку три
раза, не сбиваясь.
—
Второе задание, — продолжал пес. — Назовите цветы, в названии которых есть звук
[р].
Игра «Назови цветы, в названии которых есть звук
[р]». Предложите ребенку вспомнить как
можно больше названий цветов со звуком [р].
—
Роза, ромашка, нарцисс, — стала перечислять цветы Буковка.
—
И с этим заданием вы справились. Тогда — третье и самое сложное задание:
соберите из звуков слова.
Игра «Составь слово из звуков». Называйте ребенку звуки слова в нужной
последовательности, но поочередно, делая между ними паузы, — ребенок слушает
все звуки и «собирает» слово.
Слыш
назвал все слова правильно, и собачка пропустила друзей на качели. Но прежде
чем сесть на качели, Слыш решил повторить песенку собачки. Для этого он
потренировал свой язычок — сделал упражнение.
Упражнение для язычка «Барабанщик». Предложите ребенку потренировать язычок вместе со
Слышем: улыбнуться,
открыть
рот. На выдохе стучать кончиком языка за верхними зубами по бугоркам:
д-д-д-д-д-д-д-д (следите за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи и не двигал
подбородком). Упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
—
Р-р-р, — зарычал Слыш как сердитая собачка. (Язык не хотел пропускать воздух, он поднялся наверх, к верхним зубам, прислонился
к бугоркам (альвеолам), поставил воздуху преграду. А воздух все равно прорвал
ее. Язык бился о бугорки, сердился, рычал.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый согласный звук
правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ,
языка, работой горлышка и дыханием.
Слышу
захотелось узнать о новом звуке побольше, и он попробовал описать его.
Задание «Опиши звук». Вместе с ребенком помогите Слышу описать звук [р].
Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду,
какой это звук?» (Согласный.) Теперь
попросите определить место преграды и описать ее; воздуху мешает язычок,
который поднялся к бугоркам за верхними зубами и вибрирует. Далее спросите:
«Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может
закрыть ушки ладонями и произнести звук [р]. Если ушки «гудят», этот звук
звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к
горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите
вместе с ребенком этот звук твердо: [р] (помогите себе кулачком — сильно его
сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [р'] (кулачок сжимается слабо,
губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук
согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
Буковка
достала листочек, волшебный карандаш и записала:
А
вот и стихотворение про новую букву:
Буква
Р согнула ручку,
Ну-ка,
с кем пройти под ручку?
(А.
Шибаев)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в альбоме или в тетради.
Сначала вы напишите большую печатную букву «Р», читая вслух стихотворение.
Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда
большая буква «Р» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с
малышом написать маленькую печатную букву «р».
А
чтобы пес больше ни на кого не рычал, Буковка нарисовала его портрет на
листочке в клеточку и подарила свой рисунок строгому псу. На рисунке пес
получился добрый и веселый.
Задание «Рисунок по клеточкам "Собачка"».
Предложите ребенку превратить строгого
пса в добрую собачку. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить
на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого
края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет
начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
Задание - «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой почитать слоги. Читайте их слитно,
«растягивая» гласный звук. Если малыш читает слоги достаточно хорошо, можно
перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на
последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не
делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ра, ро, ру, ры, рэ, ри.
Слова
для чтения: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск.
|