Прекрасный
полет завораживал наших друзей. Они смотрели вниз, слушали шум крыльев Гоги и
шелест ветра. Вдруг внизу на лесной полянке что-то ярко блеснуло.
—
Гога, опусти нас со Слышем вниз, — попросила Буковка. Мы хотим посмотреть, что
так ярко блестит на лужайке.
Гога
стал медленно и плавно спускаться вниз. Полянка, на которую приземлился гусь,
была не очень большой, но очень живописной — маленькие колокольчики покачивали
головками, ромашки расправили белые лепесточки, пестрые птички весело пели
вокруг.
Друзья
поблагодарили Гогу за удивительный полет, и он отправился к себе домой. А Слыш
и Буковка решили поискать то, что так ярко блестело на солнышке. Слыш расправил
свои большие уши и прислушался. Раздавалась тихая песенка: «с-с-с». Друзья
пошли на новый звук и увидели маленький струящийся родничок. Это он так ярко
блестел на солнышке и тихо журчал: «с-с-с».
Слышу
очень понравилась песенка родничка, и он стал тренировать свой веселый язычок.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку потренировать язычок вместе со
Слышем. Упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
«Почистим нижние зубки» — губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть, скользить
язычком по зубкам с внутренней стороны слева направо.
«Маленькие качельки» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за
верхние зубы, опускать за нижние.
—
С-с-с, — произнес Слыш. (Язык не хотел
пропускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним зубам. Зубы тоже закрыли
выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно
прервал преграду и фырчал от радости.)
Задание – «Произнеси
звук». Попросите ребенка
произнести новый согласный звук в соответствии с описанной артикуляцией.
Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Затем
наш друг занялся описанием нового звука.
Задание «Опиши
звук». Предложите ребенку помочь
Слышу описать звук [с]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого
звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды
и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, кончик которого
прижимается к нижним зубами. Далее спросите ребенка: «Этот звук звонкий или
глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и
произнести звук [с]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят —
глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите,
может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот
звук твердо: [с] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Затем произносите
этот звук мягко: [с'] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее
попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой,
может быть твердым или мягким.
Слыш
решил поиграть с новым звуком.
Игра «Добавь звук [с] в конце слова». Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем. Игра
строится так: Вы называете часть слова, ребенок добавляет звук и называет слово
целиком. Рекомендуемые части слов: ква..; но..; кла..; уку..; анана..:
Караба..; пала..; ба...
А
Буковка решила написать букву «С» палочкой на песке, рядом с водичкой:
А
вот и стихотворение про новую букву:
Села
мышка в уголок,
Съела
бублика кусок.
(Г.
Виеру)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в альбоме или в
тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «С», вслух читая ребенку
стихотворение. Затем ваш малыш пишет эту же букву и сам рассказывает про нее
стихотворение. Когда большая буква «С» будет получаться достаточно хорошо,
попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «с».
Задание «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой прочитать слоги. Читайте их
слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает
слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая»
гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание
ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к
следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: са, со, су, сы, сэ, си.
Слова
для чтения: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси.
Рядом
с буквой «С» Буковка нарисовала прутиком на песке родничок.
Задание «Рисунок по клеточкам
"Родничок"». Предложите ребенку
продолжить рисунок родничка, который начала делать Буковка. Возьмите тетрадь в
клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков
и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем
углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает
(копирует) картинку.
|