Друзьям
было очень страшно в вечернем лесу. Они брели по дорожке и дрожали от холода.
Вдруг прямо посередине тропинки они увидели два длинных разноцветных шарфика.
Чтобы согреться, Слыш и Буковка подняли шарфики и обмотали ими шеи. Внезапно
послышалось сердитое шипение: «ш-ш-ш».
—
Кто бы это мог быть? — удивился Слыш. — Похоже, что кто-то шипит прямо рядом с
моим ухом.
К
большому удивлению друзей, разноцветные шарфы начали медленно сползать на
землю, сердито шипя: «ш-ш-ш».
-
Да это же маленькие змейки! — воскликнула Буковка. — Они тихо грели спинки на
дорожке, а мы их потревожили. Уважаемые змейки, не сердитесь на нас, а лучше
покажите дорогу домой!
Змеи
не обиделись на Слыша и Буковку и тихо поползли вперед. Через несколько минут
они привели наших малышей на опушку леса, и те увидели свой волшебный город в
лучах заходившего солнца.
Поблагодарив
змей, Слыш и Буковка побежали к дому. По дороге Слыш тренировал язычок.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку потренировать язычок вместе со
Слышем. Упражнения выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
«Чашечка» — улыбнуться,
широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки (т.е.
слегка приподнять кончик языка).
«Сладкое варенье» — улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизывать
верхнюю губу сверху вниз.
Потом
Слыш произнес песенку змей: «ш-ш-ш». (Язык
не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к верхним зубам, поставил
воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только
маленькая щелка. А воздух все равно прорвал преграду и зашипел от радости, да
так сильно, что губы вытянулись вперед.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести изучаемый звук без
ошибки. Следите за положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Задание «Опиши звук». Предложите малышу вместе со Слышем описать звук [ш].
Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду,
какой это звук?» (Согласный.) Теперь
попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает
свободно выходить изо рта язычок, который «чашечкой» поднимается к небу. Далее
спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос,
ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ш]. Если ушки «гудят»,
этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить
ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым.
Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ш] (помогите себе кулачком —
сильно его сожмите). Обратите внимание ребенка на то, что это звук произносится
только твердо. В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот
звук согласный, глухой, может быть только твердым.
Буковка
предложила Слышу поиграть в новую игру со звуком |ш].
Игра «Кто больше вспомнит слов со звуком [ш]». Предложите ребенку поиграть с друзьями: попросите его
придумывать любые слова со звуком [ш]. Можно организовать соревнование: кто-то
помогает Слышу, а кто-то — Буковке.
А
потом Буковка записала новую букву: И прочитала стишок про нее:
Ах,
табуретка хороша!
Перевернул
– и буква Ш!
(Е.Тарлапан)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую для него согласную букву в его
красивом альбоме или в тетради. Сначала вы пишете большую печатную букву «Ш»,
читая стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и рассказывает
стихотворение про нее. Когда большая буква «Ш» будет у малыша получаться
достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «ш».
Буковка
предложила Слышу чуть-чуть передохнуть на камешке около тропинки. Они присели,
и Буковка нарисовала змейку, которая шипела в лесу.
Задание «Рисунок по клеточкам "Змейка"». Предложите ребенку вместе с Буковкой нарисовать
сердитую змейку. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10
клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края
листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало
рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
Задание - «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно,
«растягивая» гласный звук. Если малыш читает слоги достаточно хорошо, можно
перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на
последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не
делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ша, шу, шо, шэ, ши.
Слова
для чтения: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши.
Друзья
отдохнули и побежали по тропинке к дому.
|