Слыш
и Буковка подошли к жилищу Дракоши и постучали. Из пещеры донеслось угрожающее
шипение: — Щ-щ-щ, кто потревожил мой сон?
Друзья
сначала испугались, а потом узнали голос своего Друга.
—
Это мы, твои друзья, — сказала Буковка.— Дракоша, мы приехали к тебе в гости и
привезли гостинцы. Впусти нас.
—
Это вы, Буковка и Слыш? — обрадовался Дракоша. Входите, входите, я вас жду.
Друзья
вошли в темную пещеру. Дракоша обнял их и пригласил пить чай.
—
Дракоша, мы привезли твои любимые шоколадные пряники, угощайся. Скажи, почему
ты так страшно шипел? — поинтересовалась Буковка.
—
Спасибо, друзья, я очень люблю чай с шоколадными пряниками.
А
шипел я потому, что сам испугался. Я решил, что в мою дверь стучит кто-то
чужой, и хотел отпугнуть незваного гостя. А это оказались вы.
Все
трое весело рассмеялись.
После
чая они вышли на полянку перед пещерой, и Слыш стал тренировать свой язычок,
чтобы спеть песенку Дракоши.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку потренировать язычок вместе со
Слышем. Выполняйте упражнения перед зеркалом 5—7 раз.
«Маляр» — губы
растянуть в улыбке, рот приоткрыть. Кончиком языка погладить («покрасить»)
нёбо.
«Резиночка» — улыбнуться,
сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу). Не отрывая языка,
открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
—
Щ-щ-щ,— произнес Слыш.
Задание - «Произнеси
звук». Попросите ребенка произнести новый
звук без ошибки, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным
положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. (Артикуляция та же, что и при произнесении звука [ш], только спинка
язычка чуть-чуть приподнимается и язычок продвигается ближе к зубкам.)
Затем
Слыш занялся описанием нового звука.
Задание «Опиши звук». Предложите малышу помочь Слышу описать звук [щ].
Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду,
какой это звук?» (Согласный.) Теперь
попросите определить место преграды
и
описать ее; воздуху мешает язычок, который прижимается к небу. Далее спросите:
«Этот звук звонкий или глухой?». Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может
закрыть ушки ладонями и произнести звук [щ]. Если ушки «гудят», этот звук
звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к
горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым.
Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [щ] (помогите себе кулачком —
кулачок сжимается слабо). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук
произносится только мягко. В заключение попросите ребенка дать полное описание
звука: этот звук согласный, глухой, может быть только мягким.
Потом
все трое стали называть разные слова и слушать, как звучат соседи звука [щ].
Игра «Определи соседей звука
[щ]». Попросите малыша помочь нашим
друзьям определить соседей звука [щ] в разных словах. Вы медленно называете
слово, а ребенок слушает, какой звук стоит перед звуком [щ], а какой — после.
Затем ребенок называет эти звуки.
Рекомендуемые
слова: чаща, гуща, пища, жарища, роща, пищи, плащи.
А
Буковка нашла прутик и написала на земле букву «Щ»:
А
вот и стишок про новую букву:
Буква
Щ поможет нам
Чистить
зубы по утрам.
(В.Степанов)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую букву в его альбоме или в тетради.
Сначала вы пишете большую печатную букву «Щ», читая стихотворение. Затем малыш
пишет эту же букву и сам рассказывает про нее стихотворение. Когда большая
буква «Щ» будет получаться у ребенка достаточно хорошо, попробуйте вместе с ним
написать маленькую печатную букву «щ».
Задание – «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой почитать слоги. Читайте их слитно,
«растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно
перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на
последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не
делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ.
Слова
для чтения: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу.
Буковка
прутиком нарисовала на земле портрет Дракоши.
Задание «Рисунок по клеточкам
"Дракоша"». Предложите ребенку нарисовать Дракошу. Возьмите
тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от
предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить
точку в правом нижнем углу десятой клеточки это будет начало рисунка. Затем
ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|