Утром
Слыш проснулся и услышал за окном странный звук. Слыш расправил свои большие
уши и прислушался. «Х-х-х», — доносилось снаружи. «Что бы это могло быть?», —
малыш выглянул в окно и обрадовался: это гусь Гога летал над двором. Он кружил
и размахивал большими крыльями. Крылья плавно взмывали вверх, а потом
опускались, издавая глухой шум — «х-х-х».
«Так
вот почему слышался странный звук», — подумал Слыш и решил его запомнить.
Он
быстро умылся, причесался и выбежал во двор.
—
Здравствуй, Гога! — крикнул Слыш.
—
Здравствуй, мой добрый друг! Я прилетел к вам с Буковкой, чтобы еще раз
поблагодарить и покатать на моей широкой спине! — ответил Гога.
Слыш
сбегал за Буковкой и сообщил ей радостную новость. Друзья сели к Гоге на спину,
и гусь медленно взлетел ввысь. У Слыша и Буковки перехватило дыхание, ведь они
раньше никогда не катались на настоящей птице, да еще на такой высоте. Внизу
проплывали их дома, волшебный город, и вот появился лес. Красота! Все предметы
казались очень маленькими с высоты, а крылья Гоги все шумели: «х-х-х».
Пока
продолжался полет, Слыш решил потренировать спой веселый язычок.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать
язычок, каждое упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
«Большие качели» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка на верхнюю губу,
опускать на нижнюю.
«Любопытный язычок» — губы и рот оставить в том же положении, переводить
кончик языка из одного уголка рта в другой.
—
Х-х-х,— повторил Слыш песенку крыльев.
(Язык не хотел пропускать воздух. Он опять
выгнулся, как змея, и отодвинулся в глубь рта, поставив воздуху преграду. Но
прорвал преграду и теперь хмыкает от радости.)
Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести этот согласный звук
верно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ,
языка, работой горлышка и дыханием.
Слышу
захотелось узнать побольше о новом звуке, и он решил его описать.
Задание - «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [х]. Спросите ребенка:
«Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка
определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо
рта спинка язычка, которая поднимается к нёбу. Затем спросите: «Этот звук
звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки
ладонями и произнести звук [х]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не
гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем
определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произнесите вместе с
ребенком этот звук твердо: [х] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите).
Затем произнесите этот звук мягко: [х'] (кулачок сжимается слабо, губы
улыбаются). В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот
звук согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
Потом
Слыш решил поиграть в рифмы.
Игра - «Добавь словечко». Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем: вы
начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее словом, которое подходит по рифме.
Ха-ха-ха
— из рыбы варится... (уха).
Ху-ху-ху
— дружно съели мы... (уху).
Хи-хи-хи
— подрались наши... (петухи).
Ах-ах-ах
— сидят птички на... (дубах).
Ох-ох-ох
— баба сеяла… (горох).
Буковка
не забыла взять в полет волшебный карандаш и лист бумаги.
Она
нарисовала:
и
прочитала стишок:
X — забавная
игрушка,
Деревянная
вертушка.
(В.Степанов)
Игра - «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в
альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Х», читая
ребенку вслух стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает
про нее стихотворение. Когда большая буква «X» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте
вместе с малышом написать маленькую печатную букву «х».
Задание - «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой почитать слоги. Читайте их слитно,
«растягивая» - гласный звук. Если ваш малыш уже достаточно хорошо читает слоги,
можно перейти к словам: читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные
звуки.
Если
первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую
гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз
между ними.
Слоги
для чтения: ах, ох, ух, эх, ых, их.
Слова
для чтения: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот.
А
Слыш предложил Буковке нарисовать, как летит большой красивый гусь, распахнув
крылья.
Задание «Рисунок по клеточкам "Гусь
летит"». Предложите ребенку
нарисовачъ большого красивого гуся, на котором летали Слыш и Буконка. Возьмите
тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от
предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить
точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем
ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|