Слыш
и Буковка весело бежали по тропинке к дому, но вдруг Слыш остановился,
развернул свои уши и прислушался: раздавалось тихое и жалобное жужжание:
«ж-ж-ж».
—
Интересно, кто это так жалобно жужжит? — спросил Слыш свою подругу.
Буковка
огляделась вокруг и увидела маленького блестящего жучка. Он лежал на тропинке
вверх ногами, шевелил всеми своими ножками и подергивал ими, пытаясь
перевернуться. Но у жучка никак не получалось повернуться со спинки на живот,
поэтому он жалобно гудел: «ж-ж-ж».
Буковка
наклонилась, аккуратно подняла жучка и посадила его на ладошку.
— Что с тобой
случилось, малыш? — спросила она.
—
Ж-ж-ж, после долгого полета я приземлился на эту тропинку. Но по ней пробежали
ребята, я не удержался на ножках и перевернулся. А потом никак не мог встать
обратно на ноги. Спасибо вам, что не прошли мимо и подняли меня. А сейчас мне
нужно лететь домой, а то уже темнеет.
Жучок
зажужжал и улетел. А Слышу очень захотелось повторить песенку жучка. Он размял
свой веселый язычок — сделал несколько упражнений.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку вместе со Слышен потренировать
язычок. Упражнения выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
«Болтушка» — быстро
двигать широким языком по верхней губе: «бл-бл-бл».
«Сладкое варенье» (второй вариант) - улыбнуться, широко открыть рот, проводить кончиком
языка по губам, описывая круг. При выполнении упражнения необходимо следить за
тем, чтобы подбородок не двигался.
—
Ж-ж-ж, — произнес Слыш. (Язык не хотел
пропускать воздух, он поднялся к верхним зубам, поставил воздуху преграду. Зубы
тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А
воздух все равно прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что
губы вытянулись вперед.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [ж] в соответствии с
описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой
горлышка и дыханием. Слыш решил описать и этот звук.
Задание «Опиши звук». Предложите ребенку помочь Слышу описать звук [ж|.
Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду,
какой это звук?» (Согласный.) Теперь
попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает
свободно выходить изо рта язычок, который «чашечкой» прижимается к небу. Далее
спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок
может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ж]. Если ушки «гудят», этот звук
звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к
горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым.
Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ж] (помогите себе кулачком —
сильно его сожмите). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук
произносится только твердо. В заключение попросите ребенка дать полное описание
звука: этот звук согласный, звонкий, может быть только твердым.
Потом
Слыш решил поиграть с новым звуком. Он называл слова и узнавал, каким по счету
стоит в них звук [ж].
Игра «Определи место звука в слове». Предложите малышу поиграть в новую игру со Слышем: вы
называете слова, в которых есть звук [ж], а ребенок определяет, каким по счету
стоит этот звук в слове. Рекомендуемые слова: жук, ужи, ножи, баржи, виражи.
Буковка
записала новую букву:
А
потом сказала:
Эта
буква широка
И
похожа на жука.
(С.
Маршак)
Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в его альбоме или в
тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Ж», читая вслух
стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву, рассказывает про нее
стихотворение. Когда написание большой буквы «Ж» будет получаться достаточно
хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «ж».
А
потом друзья отправились домой, так как наступил вечер.
Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно,
«растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно
перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на
последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не
делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: жа, жу, жо, жи, жэ.
Слова
для чтения: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди.
Дома
друзья захотели нарисовать жука, который так жалобно жужжал на тропинке,
Задание «Рисунок по клеточкам "Жук"». Предложите ребенку нарисовать жука, которому помогли
Слыш и Буковка. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10
клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края
листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало
рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|