Цель: совершенствовать навык чтения слогов с буквами
Ээ, Ее.
Задачи: способствовать формированию у детей интереса к
чтению, развитию познавательных психических процессов, фонематического слуха;
совершенствовать навык чтения слогов с буквами Ээ, Ее в различных ударных
позициях.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки,
набор карточек.
Ход занятия 1. Чтение трехсложных слов.
- Сегодня мы будем много читать и играть. Но сначала
поиграем в игру, которая называется «Сестренки и братишки». Разложите кубики
на столе на четыре группы.
В одну группу положите все слоги с буквой Э, где согласные
звуки звонкие: МЭ, РЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, БЭ, ЗЭ, ЛЭ, НЭ.
В другую - все слоги с буквой Э, где согласные звуки
глухие: ПЭ, ФЭ, КЭ, ТЭ, СЭ, ХЭ. Это - «братишки», они произносятся твердо.
В третью группу - все слоги с буквой Е, где согласные
звонкие: БЕ, ВЕ, ГЕ, ДЕ, ЗЕ, ЛЕ, МЕ, НЕ, РЕ.
В четвертую - все слоги с буквой Е, где согласные
глухие: ПЕ, ФЕ, КЕ, ТЕ, СЕ, ХЕ.
Эти две группы - «сестрёнки», они произносятся мягко.
- У «братика» Э фамилия ЭЕ. А у «сестрёнки» Е фамилия
ЭЕ. У каждого «братика» Э есть «сестрёнка» Е.
У «братика» ДЭ есть две «сестрёнки». Где будем их
искать: в звонких или глухих звуках? (В звонких, так как слог ДЭ звонкий.) ,
- Прочитайте, какая у них фамилия. («деДЭде».)
-Найдите всем «братишкам» их «сестрёнок», а «сестрёнкам»-
«братишек». У «сестрёнки» БЕ два «братика»: БЭ. Где будем их искать?
Ответы детей.
- Прочитайте, какая у них фамилия. («БЭбеБЭ».) Дети
находят и прочитывают все «фамилии».
2. Работа над развитием фонематического слуха.
- Прочитайте стихотворение Валентина Берестова.
ЧИТАЛОЧКА
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
- Какое слово повторяется чаще других? (Читать,
прочти, прочитай, почитать.)
-Что вы можете сказать про звук [ч']? (Согласный,
всегда мягкий.)
Педагог демонстрирует предметные картинки.
-Назовите слова, в которых звук [ч'] находится в
начале, в середине и в конце слова (На картинках: мяч, черепаха, ключ).
Ответы детей.
- А сейчас мы поиграем в игру «Найди пару».
Педагог расставляет на полочке набор карточек с сюжетными
картинками и раздает детям карточки с предложениями к этим картинкам.
- Прочитайте предложение и найдите нужную
картинку.
Каждый ребёнок читает предложение за столом, идёгт к
полочке с картинками и находит ту, которая соответствую-ет предложению.
Предложения:
• Оля моет руки.
• Дети играют в мяч.
• Гена пишет письмо.
• Света читает книгу.
• Папа работает в саду.
• Миша поливает грядки.
• Мама сидит за столом.
• Олег накрывает на стол.
• Мальчики играют в футбол.
• Ира делает утреннюю зарядку.
• Виктор и Дима идут на каток.
• Алик и Вера катаются на лыжах.
3. Игровая часть (развиваем внимание, мышление).
- Он, как и все, умеет читать, но не умеет
разговаривать. Хотите узнать его имя? Возьмите два кубика - БЭ и МЮ. Поставьте
их рядом.
Дети выполняют.
- Определите, сколько частей в слове «Бэмю». Дети
хлопают в ладоши два раза.
- Сколько раз хлопнули в ладоши? (Два.)
- Значит, в слове две части. Определите ударный звук.
Позовите: «Бэ-э-эмю, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук тянем, выделяя голосом? (Звук [э]. Он
ударный.)
- Произнесите ещё раз имя нашего гостя.
Дети проговаривают: «БЭмю!».
-А теперь произнесите это же слово с ударным звуком
[у]. Он обозначен в слове буквой ю.
Дети проговаривают: «БэМЮ!».
— К нам на занятие прилетел еще один житель другой
планеты (инопланетянин).
Инопланетянин очень хочет познакомиться с вами. Выложите
из кубиков свои имена.
Дети под руководством педагога выкладывают при помощи
кубиков свои имена.
Педагог раздаёт детям листы с заданием.
- Выполните задание гостя, раскрасьте пирамидку.
4. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что интересного было на занятии?
|