Цель: чтение слогов с буквами Оо, Ёё.
Задачи: способствовать формированию у детей интереса к
чтению, развитию познавательных психических процессов — внимания, мышления,
речи, фонематического слуха; совершенствовать чтение слогов с буквами Оо, Ёё в
различных ударных позициях.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки,
набор карточек.
Ход занятия
1. Чтение трехсложных слов.
- Сегодня мы приглашены в гости к повару. Педагог
демонстрирует предметную картинку.
- Повар научит нас готовить обед. А мы научим повара
играть в игру, которая называется «Сестрёнки и братишки».
- Разложите кубики на столе на четыре группы.
В одну группу выложите слоги с буквой О, где согласные
звуки звонкие: МО, РО, ВО, ГО.
В другую - слоги с буквой О, где согласные звуки
глухие: ПО, ФО, КО, ТО, ХО
Это будут «братишки», они произносятся твёрдо.
В третью группу - слоги с буквой Ё, где согласные
звуки звонкие: БЁ, ВЁ, ГЁ, ДЁ, ЗЁ, ЛЁ.
В четвертую - слоги с буквой Ё, где согласные звуки
глухие: ПЁ, ФЁ, КЁ, ТЁ, СЁ, ХЁ.
Эти слоги мы назовём «сестрёнками», они произносятся
мягко.
-У «братика» О фамилия ОЁ. У «сестрёнки» Ё фамилия ОЁ.
У каждого «братика» О есть «сестрёнка» Ё. Например, у «братика» ДО есть две
«сестрёнки». Где будем их искать: в звонких или глухих звуках? (В звонких, так
как слог ДО -звонкий.)
- Прочитайте, какая у них фамилия. («дёДОдё».)
-Найдите всем «братикам» их «сестрёнок», а «сестрёнкам»-
«братиков». У «сестрёнки» БЁ два «братика» БО. Где будем их искать?
Ответы детей.
- Прочитайте, какая у них фамилия. («БОбёБО».) Дети
находят и прочитывают все «фамилии».
2. Работа над развитием фонематического слуха.
-Повар научит нас готовить блюда, которые называются:
ЩИ, СУП, КАША, ПЕЛЬМЕНИ, КОМПОТ, ЧАЙ. Выложите эти слова кубиками.
Дети выкладывают при помощи кубиков эти слова. Педагог
делает заказ.
- Принесите мне два блюда, в названиях которых есть
одинаковые буквы.
Дети приносят кубики, где написано КАША и ЧАЙ, или СУП
и КОМПОТ, или КАША и КОМПОТ.
- Что можете сказать про слово «щи»? (В этом слове
есть буква, которая не встречаются в других словах: это буква Щ.)
- В слове «щи» буква Щ обозначена звуком [щ']. Где он
находится: в начале, середине или в конце слова? (В начале.)
-А какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или
мягкий? (Согласный - произносится с трудом, мешают зубы; мягкий.)
-Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове
«щи».
Дети хлопают один раз.
- Так сколько частей в слове «щи»? (Одна.)
- Сколько гласных в слове «щи»? (Одна.)
- Определите ударный звук. Позовите щи: «Щи-и-и, идите
к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [и]. Он ударный.)
-Повар приготовил для нас десерт: ЯБЛОКИ, МАЛИНУ,
ЛИМОНЫ, КЛУБНИКУ, ПЕЧЕНЬЕ, КОНФЕТЫ.
Педагог демонстрирует предметные картинки.
- Прочитайте слова, определите, на какой слог падает
ударение.
Дети читают слова, называют ударный слог.
- На какие группы можно разделить эти предметы? (Фрукты,
ягоды, сладости (кондитерские изделия).)
3. Игровая часть (развиваем внимание, мышление).
- А сегодня к нам на занятие прилетела инопланетянка.
Посмотрите, какая красивая!
Педагог демонстрирует предметную картинку.
- Она тоже умеет читать, но не умеет разговаривать.
Хотите-узнать, как ее зовут? Возьмите два кубика со слогами ДЁ и КЯ.
Дети выполняют.
- Определите, сколько частей в слове. Дети хлопают в
ладоши.
- Сколько раз хлопнули в ладоши? (Два.)
- Значит, в слове две части. Определите ударный звук.
Позовите: «ДЁ-[о]-[о]-кя, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом?
(Звук [о]. Он обозначен буквой Ёё.) '
-Произнесите ещё раз имя инопланетянки с ударным звуком
[о].
Дети произносят: «ДЁкя!».
- А теперь произнесите это же слово так, чтобы другой
гласный звук был ударным.
Дети произносят: «ДёКЯ!».ш
- Наша гостья привезла нам интересное задание на
развитие внимания. 
-Посмотрите внимательно на картинки. Запомните сами
картинки и порядок их расположения. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу или
поменяю на другую одну картинку.
Дети закрывают глаза ладонями. Педагог убирает или меняет
на другую одну картинку.
- Определите, что изменилось? Что изображено на картинках?
Ответы детей.
- Вот ещё задание.
Педагог раздает детям листы бумаги, цветные карандаши.
В верхней части листа - изображения вишен и ломтика арбуза, нижняя часть листа
- для практической работы детей.
- Нарисуйте точно такие же фрукты на свободной части
листа. Дети выполняют.
-А сейчас попробуйте справиться ещё с одним заданием
нашей гостьи.
Педагог раздаёт детям листы с изображением плоскостных
геометрических фигур (см. с. 53), цветные карандаши.
- Выберите и закрасьте:
• красным цветом - круги;
• зелёным — треугольники;
• синим - квадраты;
• оранжевым - прямоугольники;
• жёлтым - овалы. 
4. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что интересного было на занятии? |