ПЛАН
I. Чтение с доски.
1. Мягкий знак как показатель мягкости.
хорь окунь
хорьки окуньки
конь пальто
коньки больно
2. Разделительный Ь.
друзья
шьёт пьёт стулья
братья
шьют льёт платье
стулья
семья льют братья
НАША СЕМЬЯ
Папа работает на заводе. Он столяр. Он делает столы и
стулья. Мама работает на фабрике. Она шьет платья. Я учусь в школе. Мои братья
ходят в садик. Наша семья дружная.
II. Работа по теме.
1. Фонетическая зарядка.
Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик.)
2. Выделение звука [ч'], артикуляция. Вывод:
согласный, глухой, всегда мягкий.
3. Чистоговорки.
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком
я стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь.
4. Доскажи словечко.
У них усы не для красы - Заяц волка замещает,
Они показывают время Всех косых не ... (замечает).
И называются... (часы).
5. Запомните слова со звуком [ч'], которые встретятся
в сказке Г. Юдина «Кто живет в часах».
КТО ЖИВЕТ В ЧАСАХ
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а
чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на
огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок -
на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что
в черном чулане живет какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и
чихает от сырости.
Но вот, кто живет в часах, я до сих пор не знаю.
Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там тикает?
Чудеса!
III.
Физкультминутка.
Часы
Тик-так, тик-так
-Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так:
Ноги вместе, руки на пояс.
(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом
- к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
IV. Знакомство с буквой Ч (картинка).
1. Стихи.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
На часок мы зашли к черепашке.
Черепашка подала чайник и чашки,
Поползла потом к соседке за чаем.
Что-то долго мы хозяйку ожидаем.
Говорят: часы стоят, Чижик-пыжик,
Говорят: часы спешат, Где ты был?
Говорят: часы идут, «Я в
саду чечетку бил.
Но немножко отстают. Лапки пляшут чисто, четко,
Мы смотрели с Мишкой вместе, Получается чечетка!»
А часы стоят на месте.
2. На что похожа буква Ч?
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
3. Место буквы в алфавите.
V. Чтение с доски и печатание буквы, слогов, слов и
предложений.
Звук [ч'] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать
букву а. В этом случае не надо обозначать мягкость предшествующего согласного,
т.к. он всегда мягкий. Аналогично чу.
Ч ч ча
часы стучу чи чу
часок кричу
че чо часики молчу
Печатать я училась,
По клавишам стучала,
И вот что получилось,
Прочту-ка все сначала:
«Плывет по небу ручка.
Лежит в портфеле тучка.
У пса большая
папа.
Пришел с работы лапа.
Кипит в кастрюле Маша.
Бежит по саду каша.
Сидят мурлычут мошки.
Слетелись к лампе кошки».
Г. Сатир
VI. Штриховка «Черепаха».
VII. Итог.
|