ПЛАН
I. Выразительно рассказать любимое стихотворение.
II. Живое письмо.
Долго человек пользовался только устной речью (уста -
губы). Но все, что он говорил, тут же исчезало. Наконец, он догадался, как
можно сохранить речь. Перед тобой письмо!
КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО
(По Р. Киплингу) Однажды маленькая первобытная девочка
Таффи и ее первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов. Но только отец
начал охотиться, как его копье сломалось. Появился Незнакомец, которого Таффи
решила послать к матери за запасным копьем для отца. Но Незнакомец был из
другого племени и не понимал, о чем говорила ему Таффи. Тогда девочка решила
нарисовать акульим зубом на куске бересты картинку.
«Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел у
меня не очень похоже, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копье у него
сломалось. А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нужно, черное. У
меня вышло, будто оно ударило папу в спину, но это потому, что мой акулий
зуб... соскользнул, да и кусок бересты маловат.
Вот копье, которое ты должен принести, а вот я. Я стою
и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я
нарисовала, но так рисовать легче».
И Незнакомец понес по адресу это письмо.
Что из этого получилось, можно узнать из книги Р.
Киплинга.
Так что же Таффи сообщила в своем письме?
Это не просто рисунки. Это пиктограммы. Человек
придумал их для того, чтобы более точно выражать свою мысль.
Сова
видит мышь.
Рисунки в пиктограммах принимали все более
неопределенный вид и превратились в иероглифы. Они обозначают целое слово.
Пиктограммы, иероглифы, буквы. С их помощью человек
стал выражать свои мысли более точно, чем картинкой.
Произошло величайшее открытие, когда человек научился
значками изображать каждый звук, когда придумал буквы.
III. Знакомство с алфавитом.
- Эй, крючки и точки! Становитесь в строчки
Черточки, кружочки! И шагайте слаженно
Собирайтесь вместе, По листу бумажному!
Е. Измайлова
Теперь мы можем написать и прочитать обо всем на
свете. Но для этого нужно прежде всего выучить алфавит.
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке
построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все ...
(алфавит).
Это необычный дом!
Не сидится им на месте,
Поселились буквы в нем.
Любят быть повсюду вместе.
Хоть у букв от А до Я
Встанут рядом: раз, два, три...
И квартира есть своя,
Выйдет слово - посмотри!
Алфавит.
Какие буквы ты уже знаешь? Запиши их в тетрадь.
IV. Физзарядка.
На зарядку солнышко
А над нами весело
Поднимает нас.
Шелестит листва.
Поднимаем руки мы
Опускаем руки мы
По команде - раз!
По команде - два!
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
V. Инсценирование сказки «Колобок».
VI. Итог.
Что было интересно? Что запомнили?
|