Цели: дать понятие о речи устной и письменной,
познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук [а] из речи.
Познакомить с буквами А, а. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие
мышцы рук. Учить общению в коллективе.
Оборудование: картинка (аист с буквой), алфавит,
тетради для печатания, простые карандаши.
ПЛАН
I. Понятие о речи устной и письменной.
Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной,
когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы
-это значки для записи звуков.
Какие звуки вы поете? [а, о, у, ы, и, э].
Те звуки, которые вы поете, называются гласными.
Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.
II. Знакомство со звуком [а], буквами А, а.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло?
-[А-а-а].
1. Выделение звука [а] из слова астра (картинка).
Что вы видите? (Цветок астра.) Какой звук слышится в
начале слова? Есть ли еще в слове такой звук?
2. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка при
произнесении этого звука. Воздух проходит свободно. Звук гласный).
3. Игра «Узнайте звук».
Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [а].
Назовите его место в слове (в начале, в середине, в конце). Арбуз, аист, стол,
банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.
4. Знакомство с буквами А, а (картинка с изображением
аиста). Гласный звук можно записывать буквой, которая так и называется: гласная
буква а. (Звук слышим, произносим, а букву пишем и видим.)
Показ буквы, место ее в алфавите (картинка с изображением
аиста), заучиваем четверостишие.
Аист ест большой арбуз -С виду алый, а на вкус Он и
сам не разберет, То ли сахар, то ли мед.
5. Игра «На что похожа буква А?»
а) Ответы детей.
б) Чтение учителем стихов.
Вот два столба наискосок, А между ними - поясок. Ты
эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А!
С. Маршак
Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
В. Степанов
III. Печатание букв А, а.
IV. Игра «Доскажи словечко».
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).
Папа-аист на трубе
Мастерит гнездо себе.
Будет теплым новый дом,
Мама-аист рада –
Пусть живется в доме том
Дружно аистятам.
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает
Алфавит.
Е. Тарлапан
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
А. Шибаев
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все... (алфавит).
V. Физкультминутка.
Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом»
все движения:
Аист
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
Снова - правою ногой,
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде-раз!
VI. Штриховка
Шаблон «Апельсин». Правило штриховки: штриховать
только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые
расстояния между линиями (штрихами), штриховать простым карандашом.
VII. Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам
в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».
ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из
азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да
здравствует «Абракадабра» (т. е. неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с
которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе
ш-штучки.
- Все правильно, - молча думали согласные буквы, -
ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются
на А.
Но громче всех кричала буква Я.
Снова - левою ногой, После - правою ногой, После -
левою ногой, Вот тогда придешь домой.
А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По
команде - два!
- Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что
самое первое слово малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа на
адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен
быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.
(Ответы - слова со звуком [а].)
VIII. Словарная работа «Автомобиль», Г. Юдин.
АВТОМОБИЛЬ
Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся...
дровами. Водителя называли шофером, что означает «истопник» или «кочегар».
Ездил такой автомобиль медленно и возил только по одному пассажиру.
Потом на автомобилях установили бензиновые моторы. Они
стали ездить намного быстрее и перевозить по нескольку человек.
Теперь же автомобиль такой мощный, что может проехать
по любой дороге и перевезти даже слона!
Сейчас прошел испытание автомобиль на воздушной
подушке, а по дорогам многих стран уже бегают автомобили, работающие на
электричестве. Они не отравляют воздух ядовитыми газами.
IX. Итог. Что нового узнали на занятии?
|