ПЛАН
I. Диктант: Оо, Уу, ы, Ии, Аа, ау, уа.
II. Работа по теме.
1. Выделение звука [э] из слова «Эх!».
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!)
2. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка,
прохождение воздуха. Произносится голосом, воздух проходит свободно. Звук
гласный).
3. Игра «Угадай звук». (Хлопните в ладоши, если услышите
звук [э].) Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода,
щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия,
электричество, диван, эра, эхо.
4. Придумывание слов с новым звуком. Место звука в
слове.
5. Знакомство с буквами Э, э. Место их в алфавите.
(Картинка с изображением страуса эму.)
ЭМУ
Я про страуса,
Про эму,
Написал бы вам Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он или эму?
Б. Заходер
Это Африка, ребята.
Звери вышли из кино.
Страус Эму страусятам
Покупает эскимо.
Неясно, зверь он или птица.
Есть перья, а летать боится.
Быть может, ты решишь проблему:
Зверь или птица страус эму.
Е. Григорьева, И. Гамазкова
Я вчера про Эму
Написал поэму,
А сегодня Эму
Съел мою поэму.
6. На что похожа буква Э. (Высказывания детей.)
Это-Э:
С открытым ртом
И большущим языком.
Г Юдин
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев
III. Печатание букв Э,э.
IV. Физкультминутка.
...Помчались легче пуха
По гладкой, ровной колее
И увидели букву Э,
Похожую на ухо.
С. Маршак
- Эге-гей! - крикун кричит,
Изо рта язык торчит.
Г. Виеру
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем
-И опять писать начнем.
V. Беседа «Электричество».
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Если потереть кусочек янтаря, который по-гречески
называется электроном, то в нем появляется сила, притягивающая к себе маленькие
бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Чтобы двигать не только
бумажки и ниточки, а кое-что покрупнее, люди придумали такую машину -
генератор. Как из улья одна за другой вылетают работяги-пчелы, так и из
генератора один за другим летят по проводам быстрые невидимые малыши - электроны.
Малыши, да крепыши! Это они заставляют работать почти все машины, которые есть
на свете. Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в
холодильнике продукты, перенести куда угодно по телефону наш голос, показать по
телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире, и многое другое может наш
верный и сильный друг. Одного он не может. Он не может удержаться, чтоб не
стукнуть, когда его трогают.
VI. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики».
(Запомните как можно больше слов со звуком [э].)
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе
настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро
бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит
экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку
в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как
дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому
столбу - р-р-раз! Столб на бок - два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем
доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги,
холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины
нас выгнал. А вечером пришел папа и... Ну, про это мне вовсе не интересно
вспоминать.
1. Свободные высказывания детей по содержанию
рассказа.
2. Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком
[э].
VII. Штриховка «Лейка».
VIII. Доскажи словечко.
ЭКСКАВАТОРЩИКИ
На большие расстояния Мчится он без опоздания. Пишется
в конце два С, Называется... (экспресс).
На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки
просится само. Что же это?., (эскимо)
К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое
величество Это... (электричество).
Угукало,
агакало, Аукало и
плакало, И рассыпалось смехом, И называлось... (эхом).
IX. Итог. |