На
следующий день Буковке позвонил ее старый друг Дракоша и пригласил ее со Слышем
к себе в гости. Дракоша жил около другого волшебного города, в темной пещере.
Буковка
зашла за Слышем, они взяли угощение для Дракоши и отправились на вокзал. На
вокзале они купили билеты до другого волшебного города и пошли на платформу.
Там стоял красивый черный паровоз, за которым тянулись разноцветные вагончики.
Паровоз
выпустил нар и загудел, предупреждая пассажиров об отправлении. Слыш и Буковка
сели в зеленый вагон, расположились около окна и стали ждать отправления
поезда. Раздался гудок, паровоз тронулся и колеса застучали: «ч-ч-ч».
Слыш
стал слушать песенку колес — она ему очень понравилась. Слыш размял язычок.
Упражнение для язычка. Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать
язычок. Упражнения выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
«Почистим верхние зубки» — растянуть губы в улыбке, рот открыть, двигать язычком
по внутренней стороне зубов налево-направо.
«Язычок — силач» — положение губ и рта не меняется, кончик языка упереть в верхние зубы и
с силой толкать их.
—
Ч-ч-ч,— повторял Слыш песенку колес.
(Язык не хотел пропускать воздух, он прижался к
бугоркам за верхними зубками. Но воздух прорвал преграду, и язычок чуть-чуть
отодвинулся от бугорков. Воздух радостно зашумел.)
Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести данный звук верно, в
соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ,
языка, работой горлышка и дыханием.
Слыш
решил описать и этот звук.
Задание «Опиши звук». Предложите ребенку помочь Слышу описать звук [ч].
Спросите: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой
это звук?» (Согласный.) Теперь
попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает
язычок, который прижимается К бугорочкам за верхними зубами. Далее спросите:
«Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может
закрыть ушки ладонями и произнести звук [ч]. Если ушки «гудят», этот звук
звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к
горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым.
Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ч] (помогите себе кулачком —
кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Обратите внимание ребенка на то, что
этот звук произносится только мягко. В заключение попросите ребенка дать полное
описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть только мягким.
Слыш
предложил Буковке поиграть в дороге с новым звуком.
Игра «Добавь звук [ч] в конце слова». Предложите малышу новую игру. Вы произносите части
слов, а он добавляет к ним звук [ч] и называет слово целиком. В игре можно
использовать мяч.
Рекомендуемые
слова: мя.., вра.., кала.., гра... ила.., пала...
Буковка
достала из кармашка листок и волшебный карандаш, а потом записала букву «Ч»:
А
Слыш заметил:
Да,
вы правильно решили:
Ч
мы пишем как четыре.
(В.
Степанов)
Игра «Напиши буквы». Предложите ребенку написать вместе с буковкой еще одну новую согласную
букву в альбоме или в тетради. Сначала вы пишете большую печатную букву «Ч»,
читая стихотворение про нее. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает
про нее стихотворение. Когда написание большой буквы «Ч» будет получаться
достаточно хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную
букву «ч».
Играя
с новым звуком и буквой, друзья и не заметили, как приехали на свою станцию.
Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно,
«растягивая» гласный звук. Если малыш читает слоги достаточно хорошо, можно
перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на
последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не
делая пауз между ними.
Слоги
для чтения: ач, оч, уч, эч, ич.
Слова
для чтения: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок.
Во
время поездки Буковка успела нарисовать поезд, в котором ехали друзья.
Задание «Рисунок по клеточкам "Поезд"». Предложите ребенку нарисовать поезд, на котором
путешествовали Слыш и Буковка. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша
отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от
левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это
будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
|