Детство — это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство — это значит дети!
Дети — это
значит мы!
Р. Рождественский
Программа разработана коллективом преподавателей кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической
педагогики. Представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного
возраста, разработанное на основе достижений классической и современной
дошкольной педагогики. Издание адресовано воспитателям дошкольных учреждений
разных типов, студентам и преподавателям педагогических вузов, колледжей,
училищ.
Авторский коллектив:
В. И.Логинова, Т.И.Бабаева, H.A. Ножкина, М. В.
Крулехт, Л. М. Маневцова, Н. Н. Кондратьева, О. Н. Сомкова, Л. М. Гурович, Н.
А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило, 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман
Программа «Детство» является результатом многолетней
научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В
ее основу легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной
школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства,
требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее
реализации в педагогическом процессе.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в
жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы,
предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим
ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время
первоначального становления личности, формирования основ самосознания и
индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создавалась авторами как
программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая
единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание
ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа развития и воспитания детей в детском саду
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание,
соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из
принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического
вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с
различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской
литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное
содержание становится основой для развития любознательности, познавательных
способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной
соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок
с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе
уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным
хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству
России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим
народам.
Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении
детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал
временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру,
желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей
среды.
Задача дошкольного воспитания состоит не в
максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов
перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому
дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей
и способностей. Авторы программы «Детство» являются сторонниками целостного
развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит
эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь,
с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится
к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть,
способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская
деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем
успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые
творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для
ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и
сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная,
художественно-театральная деятельность, детский труд — занимают особое место в
программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком
позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное
развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,
как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю,
творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического
обучения в школе.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно
при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»:
«Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных
линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей
целостность и единую направленность.
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального
развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка
в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гармонию
с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного
образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской
деятельности, поведении, поступках.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и
гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего
живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными
для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их
поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать,
какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей
независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и
негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и
человека, сострадать человеку, животным, растениям.
Поскольку программа «Детство» родилась в Петербурге,
авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасного
города — показать его красоту, стиль взаимоотношений жителей и пробудить у
юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается
через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство
эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания
ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе программы
линия развития чувств становится обязательной составляющей воспитания и
образования дошкольников.
Линия познания в программе основывается на характерном
для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы —
способствовать развитию познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных
способностей и речи.
В соответствии с особенностями познавательной
деятельности дошкольника, программа обеспечивает главным образом развитие
образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения.
Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной
активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными
задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир
предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).
Содержание программы предусматривает последовательный
переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп
объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями,
формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных
моделей и пр.).
Итогом освоения линии познания становится способность
ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение
осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к
экспериментированию, готовность к логическому познанию.
В единстве с развитием познания и чувств
осуществляется в программе линия творчества. Задача программы — пробудить
творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в
творческую деятельность.
Программа ориентирует на многообразие проявлений
детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и
музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в
математической, природоведческой, речевой сфере. Авторы программы считают, что
атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными
ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению
фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и
интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Базой для реализации программы является осуществление
задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования
основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает
валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом
образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и
средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем,
знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных
ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения
становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности
дошкольника.
Все содержание программы «Детство» центрировано на ребенке,
создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для
развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе
специально выделен раздел «Отношение ребенка к самому себе». В нем
представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение
его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах
характера и пр.), о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное
осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей
с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния
задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических
нагрузок.
Программа «Детство» является комплексной образовательной
программой. Ее использование требует от педагога развитой педагогической
рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели
субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической
диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям
воспитателю помогут краткие характеристики уровней освоения содержания
программы. Мы хотим предостеречь педагогов от искусственного подтягивания детей
к высокому уровню. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача
воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для
естественного индивидуального личностного роста.
Современный детский сад — это место, где ребенок получает
опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому
реализация программы «Детство» требует целесообразной организации развивающей
материальной среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных
возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и
конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя
увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий,
детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и
помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого
ребенка.
Для авторов программы идеальный детский сад — это теплый
дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют
в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное
образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной
жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для
дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными
делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность,
способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя
деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к
проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного
выхода из различных жизненных ситуаций.
Педагогический процесс включает также организованное
обучение (занятия). В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий
в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром,
второе — после сна. В старшем дошкольном возрасте оба занятия следует проводить
в угренний отрезок времени.
Примерное распределение занятий:
— Физическое развитие — 2 занятия в неделю;
— Социальный мир (этикет и ситуации общения) — 6
занятий в месяц;
— предметный и рукотворный мир
—художественная литература, краеведение, безопасное
поведение)
— Природный мир — 2 занятия в месяц;
— Мир искусства и художественная — 2 занятия в неделю;
деятельность
— Мир музыки — 2 занятия в неделю;
— Речевое развитие - 1 занятие в неделю;
— Математическое развитие — 1 занятие в неделю.
Назначение занятий состоит в систематизации,
углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов
познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты
от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и
управления со стороны педагога.
На занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные представления,
элементарные предметные понятия), простейшие закономерности. При этом значимо
использование разнообразных моделей и моделирования.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая
деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его
самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по
подгруппам и имеют интегративный характер.
Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной
деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда,
организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка.
Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого
ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в
условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку
проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения,
стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды
ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
|