Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 08:39

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

Детство: Программа развития и воспитания детей

Детство — это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство — это значит дети!

Дети — это значит мы!

Р. Рождественский

Программа разработана коллективом преподавателей кафед­ры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Представлено содержание образо­вания и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Издание адресовано воспитателям дошкольных уч­реждений разных типов, студентам и преподавателям педагоги­ческих вузов, колледжей, училищ.

Авторский коллектив:

В. И.Логинова, Т.И.Бабаева, H.A. Ножкина, М. В. Крулехт, Л. М. Маневцова, Н. Н. Кондратьева, О. Н. Сомкова, Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило, 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман


Программа «Детство» является результатом многолетней на­учно-исследовательской работы коллектива кафедры дошколь­ной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретичес­кие взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошколь­ного детства, требования к содержанию образовательной про­граммы для детского сада и пути ее реализации в педагогичес­ком процессе.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с веду­щими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловечес­ким ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошколь­ное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребен­ка. Поэтому программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуа­лизации личности через осознание ребенком своих потребнос­тей, возможностей и способностей.

 

Программа развития и воспитания детей в детском саду

Программа предлагает насыщенное образовательное содер­жание, соответствующее познавательным интересам современ­ного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образо­вания, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошколь­ников с различными сферами культуры: с изобразительным ис­кусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образова­тельное содержание становится основой для развития любозна­тельности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народ­ным хороводным играм, народной музыке и танцам, декора­тивно-прикладному искусству России. Одновременно програм­ма предполагает воспитание уважения к другим народам.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошколь­ный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чув­ство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и тем­пов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способнос­тей. Авторы программы «Детство» являются сторонниками це­лостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка про­исходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошколь­ник — маленький исследователь, с радостью и удивлением от­крывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем пол­нее и разнообразнее детская деятельность, чем более она зна­чима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и пер­вые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, эксперименти­рование, предметная, изобразительная, художественно-театраль­ная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совер­шается естественное вызревание таких перспективных ново­образований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому вообра­жению, что составляет важнейшую базу для начала система­тического обучения в школе.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, прида­вая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоци­онального развития дошкольника и обеспечивает эмоциональ­но-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гар­монию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоци­ональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готов­ности к проявлению гуманного отношения в детской деятельнос­ти, поведении, поступках.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознаком­ление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмо­циональными состояниями. Благодаря этому дети начинают по­нимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуман­ном поведении, дети учатся замечать общность настроения при­роды и человека, сострадать человеку, животным, растениям.

Поскольку программа «Детство» родилась в Петербурге, ав­торы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасного города — показать его красоту, стиль взаи­моотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чув­ство любви к родному городу, уважение к его традициям.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно разви­вается через приобщение к искусству, музыке, литературе, на­родной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе програм­мы линия развития чувств становится обязательной составляю­щей воспитания и образования дошкольников.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы — способствовать развитию познавательной активнос­ти, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В соответствии с особенностями познавательной деятельнос­ти дошкольника, программа обеспечивает главным образом раз­витие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошколь­ников любознательности и познавательной активности стиму­лируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависи­мостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование на­глядных моделей и пр.).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познаватель­ных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готов­ность к логическому познанию.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, же­лание включаться в творческую деятельность.

Программа ориентирует на многообразие проявлений детско­го творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобра­зительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуация­ми, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребен­ка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение до­школьников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного по­ведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культу­ры и социальной защищенности дошкольника.

Все содержание программы «Детство» центрировано на ре­бенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе специально вы­делен раздел «Отношение ребенка к самому себе». В нем представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера и пр.), о сво­ей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных пла­нов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано опти­мальной интенсивностью двигательных, физических и психи­ческих нагрузок.

Программа «Детство» является комплексной образователь­ной программой. Ее использование требует от педагога разви­той педагогической рефлексии, способности строить педагоги­ческий процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осущест­влении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики уровней освоения содержания программы. Мы хотим предостеречь педагогов от искусственного подтягивания детей к высокому уровню. Каж­дый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Современный детский сад — это место, где ребенок по­лучает опыт широкого эмоционально-практического взаимо­действия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация про­граммы «Детство» требует целесообразной организации разви­вающей материальной среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся по­ловых склонностей и интересов и конструируется таким об­разом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материа­лов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить не­обходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для авторов программы идеальный детский сад — это теп­лый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в по­вседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интерес­ными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации дет­ских интересов и жизненной активности. Организуя деятель­ность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремле­ние к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных си­туаций.

Педагогический процесс включает также организованное обучение (занятия). В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром, второе — после сна. В старшем дошкольном возрасте оба занятия следует проводить в угренний отрезок времени.    

Примерное распределение занятий:

— Физическое развитие — 2 занятия в неделю;

— Социальный мир (этикет и ситуации общения) — 6 занятий в месяц;

— предметный и рукотворный  мир

—художественная литература, краеведение, безопасное поведение)

— Природный мир — 2 занятия в месяц;

— Мир искусства и художественная — 2 занятия в неделю; деятельность

— Мир музыки — 2 занятия в неделю;

— Речевое развитие - 1 занятие в неделю;

— Математическое развитие — 1 занятие в неделю.

Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

На занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные пред­ставления, элементарные предметные понятия), простейшие за­кономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-иг­ровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ре­бенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Педагогический процесс включает также организацию само­стоятельной деятельности детей. С этой целью создается раз­вивающая педагогическая среда, организуется педагогически це­лесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятель­ности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей пе­дагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (01.10.2011)
Просмотров: 9621 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 28
    Гостей: 28
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru