Федеральная образовательная программа дошкольного
образования «Детство» создана коллективом авторов — преподавателей кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 1990 году.
Определение мониторинга как постоянного наблюдения,
слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у
воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше.
У ребенка сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные
возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового
образа жизни.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире
предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы
взрослому, любит экспериментировать.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве).
Поведение ребенка преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое
плохо».
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и
способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать
способы решения задач (проблем).
Наряду с особенностями развития физических качеств важно
оценить имеющийся двигательный опыт, представленный основными движениями, и
качество выполнения различных заданий.
Двигательная активность представляет собой удовлетворенную
потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального
развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего
организма.
Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна.
Если внимательно понаблюдать и проанализировать его двигательное поведение, то
можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.
Интерес — это осознанное избирательное положительное отношение
человека к чему-либо, побуждающее его проявлять активность для познания
интересующего объекта.
Вопросы для наблюдения за выполнением детьми различных
физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности в группе и
на прогулке, а также во время физкультурных занятий, физкультурных пауз между
занятиями, физкультурных досугов.