Содержание. Игры на сравнение предметов по нескольким
признакам, установление сериационных рядов по разным основаниям, на
группировку объектов на основе существенных признаков (живое — неживое;
реальное — фантастическое; домашние — дикие животные). Игры на узнавание
предметов по описанию, по вопросам («Угадай, что задумали»; «Вопрос — ответ»).
Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели,
плану, условным знакам, сигналам («Найти путь к домику»; «Найти клад по
схеме»).
Игры на осуществление контрольно-проверочных действий
(«Найди ошибку», «Контролер», «Найди отличия»).
Речевые игры. Народные игры («Садовник», «Краски», «Катилася
торба с высокого горба»). Игры с запрещающими действиями и правилами («Фанты»,
«Черное и белое», «Да и нет не говорите»). Различные виды лото.
Интеллектуальные, развивающие игры (головоломки, лабиринты,
смекалки, «Геоконт», «Танграм», «Колумбово Игровые умения. Сознательно
принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться
правильного результата.
Уметь объяснить содержание и правила игры, ответить на
вопросы об игре. Действовать в игре согласованно, соблюдать очередность
действий, проявлять выдержку. Контролировать свои действия и действия
других играющих, исправлять ошибки. Проявлять настойчивость в поиске решения,
видеть правильность результата. Уметь объяснить сверстнику ход решения игровой
задачи. Знать несколько игр и уметь их организовать. Придумывать новые правила
в играх, разнообразить их содержание за счет новых игровых действий.
Уровни освоения
программы
Низкий. Игры однообразны. Ребенок тяготеет к шаблонным
игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая
активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками.
Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать
игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по
изменению сюжета принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок
своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения. Знает мало игр,
затрудняется в объяснении игровых правил другим. В играх с готовым содержанием упускает
правила, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых
правил снижены.
Средний. Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает
различные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мотивам знакомых
сказок). Игрушки и
предметы подбирает фигурки» (с
помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или экране различные
металлические фигурки, предметы: булавки, шпильки, проволочных человечков).
«Попрыгунчики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки,
мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать). Игры с
увеличительными стеклами или микроскопом: рассматривание разных предметов,
материалов, поиск оставленных «следов» (игра «Сыщики»). «Мир в цветном стекле»
(рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета
«похищает» то или иное цветное стекло; специально рисовать «волшебные»
картинки, накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить»
их, рассматривая в цветное стекло, и пр.).
Игры с бумагой. Изготовление фигурок и предметов по
типу «оригами». «Вертушки» (изготовление разных бумажных вертушек и испытание
их). «Гармошка» (с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на
губной гармошке). «Отпечатки» (делать отпечатки на бумаге с помощью
самодельных печаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т. п.).
«Таинственные письмена» (рисовать или писать на бумаге молоком, лимонным или
луковым соком, затем вместе с воспитателем нагревать бумагу и узнавать, что
написано в таинственном письме). «Цветные брызги» (брызгать на положенные на
бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на
цветном фоне). Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета
(рисовать, делать несколько копий и пр.). «Борьба с наводнением» (на
пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие
лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань и
пр.).
Участвует в игре в соответствии с ролью. Участвует в
создании игровой обстановки. Называет свою роль и роли других участников игры.
Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и
характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложении игр по
мотивам знакомых сказок. По предложению воспитателя использует общепринятые
способы распределения ролей в случае споров (считалки, жребий, очередность).
Хорошо знает несколько подвижных, хороводных игр, настольно-печатных
и словесных игр, называет любимые игры. В играх с готовым содержанием понимает
игровую задачу, следует правилам. В случае нарушения правил прислушивается к
оценке играющих и становится более внимательным. Проявляет настойчивость в
достижении результата.
Высокий. У ребенка разнообразные игровые интересы. В
играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой
обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное
и фантастическое в игре. Придумывает игры с «продолжением», активен в ролевом
взаимодействии и ролевых диалогах.
Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к
замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других
ролях. Знает много подвижных, настольно-печатных, словесных игр, считалок,
прибауток. В играх с готовым содержанием следует правилам, контролирует
действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет,
показывает игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по
аналогии с известными и творчески.
|