Представления, навыки, умения, отношение
Декоративно-прикладное искусство. Представления о
разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного
искусства и искусства других народов — Украины, Белоруссии, Татарстана, Латвии
и др.; о назначении и особенностях этого искусства (яркость, нарядность,
обобщенность, стилизация, декоративность, которая проявляется как в цветном
декоре, так зачастую и в конструкции самого предмета), связи особенностей с
назначением предмета, традиционности образов, узоров и орнаментов, их связи с
природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями.
Виды прикладного искусства, его объекты и средства
выразительности становятся разнообразнее и сложнее. Это игрушки из глины
(наряду с дымковской, каргопольской, филимоновской, тверской, вятской, детей
знакомят с рязанской, жбанниковской, Гриневской, скопинской, абашевской
русской, а также с белорусской, молдавской, татарской, таджикской, узбекской и
другими видами); игрушки из дерева, щепы, соломы, папье-маше
(полхов-майданская, вологодская, крутецкая, загорская, богородская,
ермиловская); предметы быта из бересты (печорские, мезенские, пинежские,
олонецкие шкатулки, посуда, разделочные доски, прялки и др.); росписи и резьба
Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Пскова, Новгорода, Гжели,
Украины, Молдавии, Узбекистана и др.; кружево (вологодское, вятское, елецкое,
киришское и др.); вышивка из разных областей России, Украины; ткачество и
ковроткачество разных республик; плетение, аппликация, оригами, чеканка. Дети
различают виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
Декоративно-оформительское искусство. Представление о
назначении этого искусства, его особенностях. Навыки оформления
поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок своих
работ. С помощью взрослого дети готовят костюмы, декорации к театрализованным
представлениям и праздникам, оформляют группу, зал, участок детского сада.
Графика. Представления о графике, ее видах (книжная
графика, станковая, прикладная, плакат), средствах выразительности,
назначении иллюстрации (сопровождать литературный текст); особенностях языка
книжной графики (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности
форм, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи состояния,
настроения героев и отношения к ним автора; композиция не только листа книги,
но и макета ее в целом). Представление о специфике труда
художников-иллюстраторов, творческой манере некоторых. Понимание того, что
художник, создавая иллюстрацию, учитывает жанр литературного произведения
(сказка, юмористическое произведение или потешка) и использует разные средства
выразительности.
Представления об индивидуальной манере творчества
художников-сказочников, иллюстраторов «веселой» книги, художников-анималистов
и др. Создание собственных иллюстраций к сказкам, рассказам и другим
произведениям; знакомство со станковой и прикладной графикой, плакатом.
Живопись. Закрепляются и углубляются представления о
жанрах живописи и ее средствах выразительности: рисунок как передача
характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство
передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому;
композиция как выделение главного, построение изображения, его планов;
материал и способы его использования для передачи выразительности образа.
Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный,
сюжетный, натюрморт как часть других жанров живописи.
Пейзаж. Ландшафт — природа в разные сезоны и времена
суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных; городской, архитектурный,
морской и водный, индустриальный, горный и космический.
Представления о разных видах натюрморта и пейзажа не
только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в
теплой, холодной, контрастной гамме, передающих определенное настроение,
состояние и по характеру могущих быть лирическими, торжественными, эпическими,
декоративными и т.д.; разными и по композиции, и по способам изображения
(реалистически-обобщенными, реалистическими с подробной деталировкой,
декоративными).
Портрет и его виды: автопортрет, детский портрет,
парадный, семейный, социальный, исторический и др. Умение внимательно
рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее
состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую
тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию
портрета.
Жанровая живопись, ее виды: сказки, былины, спорт, батальная
живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты.
Умение устанавливать в картине многообразные связи как
по содержанию, так и по средствам выразительности.
Скульптура. Дети знакомятся с монументальной,
декоративной, станковой скульптурой, объемной и рельефной. Продолжают
узнавать специфику этого вида искусства как искусства создавать объемные образы
человека и животных. Понимают назначение скульптуры, ее средства
выразительности: материал, технику его обработки, композицию — динамику и
статику — силуэт, устойчивость конструкции, постамент. Получают представления
о специфике труда скульптора, используют полученные знания в собственной
деятельности.
Архитектура. Представления об архитектуре как
искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и
деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые
здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников), об
особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Польза
связана с назначением сооружения (функциональность), отсюда — особенность
конструкции; прочность означает то, что конструкция должна быть устойчивой,
надежной, удобной для людей (например, широкий, прочный фундамент у здания, устойчивость
стен и перекрытий); сооружение должно быть красивым и хорошо вписываться в
окружающую среду.
Роль материала, из которого строится здание, величина
и протяженность объемов, расположение их по вертикали и горизонтали,
использование различных архитектурных украшений (колонны; портики, арки,
решетки, скульптуры, монументальная живопись; мозаика и др.). Детей подводят к
пониманию типичного, обобщенного образа сооружения (например, все дома имеют
цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного, индивидуального (Московский
Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.). На экскурсиях, прогулках дети
знакомятся с архитектурой своего города, рассматривают фотографии, иллюстрации,
изображающие различные сооружения, приобретают практические умения (строить из
имеющегося в группе материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения),
используют полученные знания в рисовании, аппликации, лепке.
|