Задачи воспитателя:
— Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный
отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей
действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных
явлений;
— Формировать умение рассматривать картинку, рисунок,
узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать
сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям;
— Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые
составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость,
художественную насмотренность, видение таких средств выразительности, как цвет,
цветовой ритм.
Основная задача — развитие у детей интереса и желания
заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен,
выразительность линий, объемность пластических образов дети познают прежде
всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный
характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки.
Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к
изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у
детей основ культуры изобразительной деятельности: выполнению элементарных требований
к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении
художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного
труда.
Представления, навыки, умения, отношение
Первые встречи с изобразительным искусством. Младший
дошкольник впервые приобщается к миру искусства. Возникает интерес к
эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек,
предметов. Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего
мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий),
выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость,
подвижность), величин (большой/маленький, длинный/короткий и др.), поверхности
(пушистый, гладкий, шершавый и др.).
Ребенок учится эмоционально откликаться на
произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, карго-польская,
филимоновская); деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная
одежда); произведения искусства (иллюстрации в детской книге, скульптура малых
форм, изображающая животных). Он приобретает представления об их назначении
(доставлять людям радость, украшать дом) и о том, что к ним следует относиться
бережно.
Образы знакомых предметов, живых объектов ребенок учится
соотносить с рисунками, иллюстрациями. Появляются представления об их
графическом изображении — форме, размере, других выразительных средствах
изображения: ярком, нарядном — радостном цвете (светлом) или грустном (темном);
плавности и округлости линий, прямолинейности. Развиваются любознательность,
интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им.
Становление художественной деятельности. Представление
о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке,
аппликации и конструировании. Представления о свойствах материалов и
инструментов. (Бумага может быть плотная и тонкая, она может мяться, рваться.
На ней следует аккуратно рисовать, составлять аппликацию. На карандаш нужно
нажимать сильнее, чем на кисточку. Из влажной глины, снега можно слепить
знакомые предметы, из устойчивых геометрических объемных форм можно строить
стол, стул, кровать, дорожку, лесенку.)
Умение соотносить образы — узнавать в пятнах,
созданных с помощью двигательного и цветового ритма, в разнообразных линиях
образы падающих листьев, снега, дождя, следы зайчика и медведя, праздничный
фейерверк и др. Умения использовать средства выразительности (двигательный и
цветовой ритм), создавать образы из пятен и линейным контуром, формообразующими
движениями.
Формирование пространственного образного мышления,
становление координации руки и глаза. Навыки и умения использования карандаша,
фломастера, кисти и гуашевой краски.
В лепке — освоение способов создания знакомых образов
путем отрывания кусочков глины (зернышки для птички), скатывания для получения
округлых форм (мячики, яблочки), раскатывания (колбаски, палочки),
присоединения (баранки, колечки), расплющивания, сдавливания (пряники, блины).
Первые навыки аппликационной деятельности — составление на ограниченной
плоскости листа бумаги, картона композиций из готовых целых плоских форм или
частей (2—3) по типу игры «Мозаика».
В конструировании — представления об основных
свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость/неустойчивость,
прочность, протяженность) и приобретение умений воссоздавать знакомые предметы
на горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д. — 2—3 варианта).
Первые навыки сотворчества со взрослым и самостоятельного
творчества.
По примеру взрослого и его побуждению ребенок учится
выражать свое отношение к красивому и некрасивому, доброму и злому, ласковому и
сердитому, радоваться положительному, откликаться на знакомые изобразительные
образы, подражая им мимикой, движениями, позой, жестами, голосом; выражать
интерес к изобразительной деятельности, желание заниматься ею, доставлять
удовольствие окружающим своими работами, общаться по поводу эстетических
явлений со взрослыми.
Уровни освоения программы
Низкий.
Ребенок проявляет интерес к наиболее ярким свойствам
предметов и явлений, желание общаться с ними. Эмоционально откликается на
проявления эстетического, но только по побуждению взрослого. При назывании
взрослым образов в рисунках, иллюстрациях, скульптуре, предметах быта,
игрушках узнает их, радуется. Пытается рисовать, лепить, конструировать,
составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого.
Средний.
Ребенок проявляет интерес к восприятию предметов,
произведений искусства, желание рассматривать их. Эмоционально откликается на
красивое. Выделяет отдельные признаки предметов, которые делают их красивыми:
яркие цвета, основные формы. Узнает знакомые образы в рисунке, иллюстрациях,
скульптуре, прикладном искусстве. Умеет пользоваться некоторыми
изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может
дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.
Высокий.
Ребенок проявляет активный интерес к восприятию
эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать их и
действовать с ними. Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия,
радости в мимике, движениях, словах. Ребенок способен дать оценку, используя
слова, характеризующие образ («веселый», «хороший», «теплый», «мягкий» и др.).
Называет основные сенсорные признаки предметов, узнает яркие эмоциональные
состояния, их внешнее выражение. Проявляет интерес к изобразительной
деятельности: понимает, что значит нарисовать, слепить, построить, выполнить
аппликацию. Знает отдельные изобразительные материалы, их свойства, владеет
техническими и формообразующими движениями. Проявляет самостоятельность,
творчество в подборе цвета, дополнении образа деталями.
Четвертый год жизни
Представления, умения, навыки, отношение
Знакомство с изобразительным искусством. Выражать интерес
к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивать представления о выразительных
и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их
изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, декоративно-прикладном
искусстве. Понимать назначение произведений искусства, знать, кто их создает.
Проявлять интерес к произведениям русского декоративно-прикладного искусства:
глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушкам
из дерева (матрешки, грибки, бочонки), из соломы; предметам быта (вышитая и
украшенная аппликацией одежда, расписная посуда). Испытывать радость от их
яркости, нарядности.
Узнавать некоторые рисунки полюбившихся художников (Ю.
Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) в иллюстрациях к детским книгам. Уметь
внимательно рассматривать живописные картины (натюрморт — цветы, фрукты,
овощи), анималистическую живопись. Эмоционально отзываться на некоторые
средства выразительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и
нарядность цвета, выражение с его помощью сезонных состояний природы
(холодные/теплые; яркие, контрастные цвета и их оттенки); чувствовать
эмоциональную выразительность формы, линии, размера, фактуры поверхности,
пространственного построения (на всем листе, в центре, на линии земли).
Вместе со взрослыми рассматривать произведения
искусства, понимать выразительность образов, передавать свое отношение в речи,
мимике, движениях, жесте. Понимать настроение, ярко переданное в произведениях
искусства. Делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со взрослыми;
передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте.
Художественная деятельность.
В разных видах изобразительной деятельности создавать
образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя
технические и некоторые изобразительные навыки и умения.
В предметном изображении осваивать навыки и умения
передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное
сходство по форме, цвету, размеру, фактуре поверхности, используя цвет как
средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной
характеристики образа, а также своего отношения к образу. Выделять главное
пространственным построением, цветом, элементами динамики; в сюжетном
изображении — построением на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю.
Осваивать умение изображать обобщенный образ предметов. (Например, дерево:
ствол, ветви, листья; здание: пол, стены, крыша, окна; машина: мотор, кабина,
кузов, колеса.) Изображать живые объекты (зайчика, мышку, кошку), игрушки
(снеговик, неваляшки), используя изображение из пятен обобщенных округлых форм.
Осваивать умения передачи пропорций, отдельных характерных деталей. В
декоративном изображении осваивать умение видеть предметную или геометрическую
форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования
форм, цветовых пятен на плоскости. Передавать элементами декоративного узора
прямые пересекающиеся линии, точки, круги, мазки, ритм и чередование элементов,
цветовых пятен. Учиться правильно держать инструменты, регулировать силу
нажима, осуществлять последовательность операций.
В аппликации создавать образы предметов, декоративные
композиции, используя готовые формы; осваивать последовательность работы:
разложить формы, посмотреть, красиво ли, затем последовательно брать формы,
намазывать их клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая
салфеткой.
В лепке закреплять знакомые способы и осваивать новые,
включающие работу пальцев: раскатывание глины под углом ладонями рук (морковка,
ракета); раскатывание и соединение различных форм (бублик, пирамидка);
скатывание и вдавливание пальцем глины (чашка, бокал); соединение нескольких
частей в один образ (снеговик, снежная баба).
В конструировании овладевать конструктивными
свойствами геометрических объемных форм, такими как устойчивость, прочность
постройки, заменяемость деталей. Приобретать умение строить мебель, горки,
грузовые машины, дома (до 3— 4 вариантов каждого вида). Понимать
видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не
только по горизонтали, но и по вертикали. Осознавать свойства песка, снега,
сооружая из них постройки; дополнять задуманное игрушками. Включаясь в
изобразительную деятельность, переживать как процесс, так и результат своего
труда; проявлять желание хорошо рисовать, лепить, конструировать, создавать
аппликацию, внося элементы творчества в свою работу.
В речи выражать свое отношение к воспринимаемому, с помощью
взрослого находить образные слова для выражения своих чувств. Использовать
разнообразные слова-определения, характеризующие явление или образ («хитрый»,
«смелый», «грустный», «дождливый», «темный» и др.); употреблять названия
некоторых видов изобразительной деятельности, материалов и инструментов,
отдельных видов искусства, название профессии — художник.
Уровни освоения программы
Низкий.
Интерес к восприятию эстетических особенностей
предметов неустойчив, слабо выражен. Эмоциональный отклик возникает только при
активном побуждении взрослого. Ребенок видит общие признаки предметов, их
некоторые характерные особенности, сенсорно-эстетические свойства, узнает и
радуется знакомым образам в рисунке, картине, скульптуре, иллюстрациях к
детским книгам. Основным свойством при узнавании образа являются предметные
особенности формы, затем — цвет. Ребенок воспринимает яркие эмоциональные
состояния близких, переносит это на восприятие образа в искусстве. Ребенок
рисует, лепит, конструирует, занимается аппликацией при активной помощи
взрослого. Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения
пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения освоены
недостаточно.
Средний.
У ребенка есть интерес, к восприятию эстетического в
окружающем, радость от встречи с красивым, отзывчивость на настроение
произведения искусства, бережное отношение к прекрасному. Он выделяет основные
признаки объектов окружающего, их сенсорные и эстетические проявления,
свойства выразительности образов, сезонных изменений, внешнего выражения
эмоционального состояния, их словесного обозначения (грустит, радуется).
Отличает иллюстрацию от художественной картины, скульптуру от рисунка,
различает предметы декоративно-прикладного искусства, понимает их назначение,
знает, кто их создает и как к ним относятся люди. Знает виды изобразительной
деятельности, способы изображения некоторых предметов и явлений, правильно
пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями,
выразительными средствами (цвет, линия, форма). Проявляет самостоятельность и
творчество.
Высокий.
Ребенок активно интересуется проявлениями эстетического
в быту, явлениях природы, произведениях искусства. Эмоционально откликается на
них, радуется красивому, доброму. Видит некоторые средства выразительности
(яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки), чувствует эмоциональную
выразительность формы, линии. При активной позиции взрослого может лаконично
высказать свою оценку. Знает виды искусства, их назначение.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметы быта. Вышитая, расписная, апплицированная
одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, каргопольская,
филимоновская, тверская), игрушки из дерева (семеновская, полхов-майданские,
загорские матрешки, грибки, кони-каталки, ермиловские кони), игрушки из соломы.
Книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В.
Лебедев, В. Сутеев, Е. Чарушин.
Художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы,
фрукты и овощи: А. Головин. Купавки. — П. Кончаловский. Клубника; Сирень в
корзине. — И. Левитан. Васильки. — К. Петров-Водкин. Яблоки на красном фоне. —
И. Репин. Яблоки.
Скульптура малых форм, изображающая животных.
|