Представления, изобразительные навыки, умения,
отношение
Закрепляются и совершенствуются представления, а также
умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается
самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ,
передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об
искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки,
изобразительных и технических навыков и умений.
В изображении предметного мира дети добиваются определенного
сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передают как
общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых
объектов. Выразительность образа достигается не только через большее сходство
в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой,
жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать
цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или
выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная,
контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких,
приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.
При изображении сказочных образов появляется умение
передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства
выразительности — рисунок, цвет, композицию.
В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация)
— умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя
все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы
близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создавать сюжетные
изображения с натуры.
Конструирование из готовых геометрических объемных
форм и тематических конструкторов. При создании различных сооружений, построек
применять полученные при ознакомлении с архитектурой знания. Создавать
разнообразные варианты построек жилищного, общественного и промышленного
характера, мосты, различный транспорт, придумывать сюжетные композиции: улицы
города, автовокзал и др. Знать некоторые закономерности создания прочного,
высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость
и устойчивость перекрытий, зависимость конструкции от назначения); уметь использовать
архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и др. Придавать
формам устойчивость, заменять детали, совмещать их для получения нужных форм.
Создавать сооружения по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям.
Конструирование из бумаги. Создавать интересные
игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для
игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др.;
осваивать обобщенные способы конструирования.
Конструирование по типу оригами — сгибать лист бумаги
определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы
и противоположные стороны: квадрат — по диагонали, в треугольной форме —
отгибая углы к середине противоположной стороны. Самостоятельно создавать одним
способом разнообразные игрушки.
Создавать образы путем закручивания полосок, круга в
конус (тупой конус), полукруга в конус (острый), закручивания прямоугольника в
цилиндр. (Каждый способ дает возможность создавать разнообразные интересные
игрушки). Изготавливать объемные конструкции из готовых разверток, читать
условные обозначения и точно следовать им.
Осваивать способы изготовления предметов путем переплетения
полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше.
Конструирование из природного материала. (Оно
развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружающий мир,
видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно
совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом
используются разнообразные соединительные материалы — проволока, пластилин,
В декоративной деятельности — умения применять полученные
знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные,
стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров
растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном
построении. (Плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной.) Умение
стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская
детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям, а
также росписям других народов.
Совершенствовать технические навыки и умения в различных
видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты,
способы деятельности с целью создания выразительного образа; применять новые
изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные
мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые
цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания,
добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой,
техникой кистевой росписи. Осваивать новые способы работы акварелью и гуашью
(по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы
пером, тушевка, штриховка, гратогра-фия, оттиск, создание эскиза, наброска
карандашом или кистью.
В аппликационных работах — использовать разнообразные
материалы: бумагу разного качества, ткань, природные материалы (засушенные
листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений и др.). (Ножницы
становятся изобразительным инструментом). Осваивать технику симметричного,
силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания, более эффективного способа
получения сразу нескольких форм, разнообразные способы прикрепления материала
на фон, получения объемной аппликации. Применять технику обрывания для
получения целостного образа или создания мозаичной аппликации; последовательно
работать над сюжетной аппликацией.
В лепке при создании объемных и рельефных изображений
употреблять различные стеки, штампы, материалы для крепления удлиненных,
вытянутых форм. Использовать такое средство выразительности, как постамент,
объединяющий образы в сюжетной лепке или придающий им большую выразительность,
законченность (например, вылепленную лягушку можно посадить на такой же
листочек).
Осваивать способы работы различными инструментами:
ножницами, иголками, шилом, линейкой и др. Планировать свою работу как в
индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве. Осваивать
способы конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков,
катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с
прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые
и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает
эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также
художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства
выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего
предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с
личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого,
эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и
изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно
осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.
Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в
общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает
радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений
окружающего мира.
Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности.
Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков,
видит особенности творческой манеры некоторых из них.
Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать
произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и
представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.
Использует в собственной деятельности средства выразительности,
навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет
самостоятельность, инициативу и творчество.
Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый
интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и
произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.
Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки
предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает
разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в
художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее
состояние, настроение, сопереживает им. I Знает различные виды и жанры
изобразительного искусства, 'видит их особенности; рассказывает о профессиях
художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их
творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения.
Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств:
музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., сопоставлять и находить в них
внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.
|