Представления, изобразительные навыки и умения, отношение.
Представление об особенностях изобразительной деятельности: изображении,
украшении, постройке.
Общие, типичные, характерные и некоторые
индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в
них сенсорных, эстетических качеств и свойств (разнообразие форм, размеров,
пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная,
контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня,
состояния освещенности).
Умение в рисунке, лепке выразительно передать образы
объектов окружающего мира (овощи и фрукты, сооружения, машины, деревья,
кустарники и цветы, животные и человек), изображать типичные и некоторые
индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений (например: все
лиственные деревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут
быть разными — высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большой и маленькой
кроной; листья разные по цвету в зависимости от сезона. У зайчика длинные ушки
и короткий хвост).
Видеть общее и отличное в похожих объектах изображения
(например: петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая
ель). Уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда
образов (например, у бегущих животных — зайчика, белочки, лисички, кошечки и
др. — туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих животных — в виде
овала). Использовать для большей выразительности образа изображение позы,
движения, жестов, различных деталей. Применять цвет как средство передачи
состояния, характера образа (добрый — злой, теплый — холодный и др.) и своего
отношения к герою или явлению (нравится — не нравится). Уметь правильно
располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально),
строить планы (по всему листу, два плана: небо — земля, близко — далеко);
выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером. Рисуя сказочные
образы, передавать признаки сказочности (необычность цветовой характеристики,
окружающей среды, одежды и т.д.). В сюжетном изображении передавать
взаимосвязь пространственную, временную. В декоративном изображении (рисовании,
аппликации, лепке) уметь нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку,
вазу и др.), геометрическую, обозначаемую предметно (например, круг — поднос,
квадрат — платочек и др.), — с помощью ритма, чередования и простейшей
симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора; в лепке — путем
налепов и узора стекой. Уметь соотносить элементы узора с природными образами.
В аппликации уметь создавать нарядные, декоративные обобщенные образы,
соотнося их по цвету с фоном.
Приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной
деятельности.
Воспитатель побуждает детей к творческой активности,
самостоятельности и инициативности, подводит их к пониманию необходимости
выражения своего отношения к изображаемому, помогает овладеть изобразительными,
декоративными и конструктивными навыками и умениями.
Технические навыки и умения, отношение
Рисование. Уметь отбирать материалы, инструменты и способы
изображения в соответствии с создаваемым образом. (Например, при изображении
одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами,
мелом.) Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить
качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на
различные инструменты). Уметь проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и
плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки).
Уметь составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон из синего
и желтого), разбеливать основной тон для получения более светлого (например,
красный с добавлением белого дает розовый тон); накладывать одну краску на
другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной
кистью, сочетать некоторые материалы (например, гуашь и восковые мелки, уголь).
Аппликация. Пользоваться ножницами, резать по прямой
линии (для создания лесенки, заборчика и др.), перерезать квадрат по
диагонали (крыша, парус и др.), срезать углы у прямоугольника (лодочка, крыша
дома и др.), делать косой срез (ель, ракета), вырезать округлую форму из
квадрата, прямоугольника (яблоко, помидор, огурец и др.). Уметь создавать
аппликационный образ путем обрывания (определенной геометрической основы) и
составления его из частей с последовательным наклеиванием.
Создание объемного образа в лепке (овощи, фрукты и др.
предметы питания, животные и птицы, простейшее изображение человека).
Действовать различными способами (из целого куска глины, комбинированным и
конструктивным). Освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого
куска (клюв и хвост птички), соединение частей, прижимая и примазывая их
(голову к туловищу, ручку к чашке и т.д.); украшение с помощью стеки и
налепов.
Конструирование из готовых геометрических форм. Уметь
создать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков,
кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора. Уметь
анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения,
возможность создания их из различных форм. Уметь выполнять постройки: мосты,
машины, здания, гаражи (3—4 темы и 5—6 вариантов каждой темы). Варьировать
постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции.
Осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности;
использование перекрытий, замыкание пространства.
Конструирование из бумаги. Освоить обобщенные способы,
с помощью которых можно создавать различные поделки: два способа складывания
квадрата — по диагонали и пополам с совмещением сторон и углов, отглаживанием
сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики,
дома и пр.), приклеиванием к основной форме деталей (колеса к вагончику, трубу
к дому и др.).
Конструирование из природного материала. Уметь видеть
образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др.), составлять образ из
частей. Использовать для закрепления частей клей, пластилин; творчески
дополнять изображение деталями;
замысливать образ, отбирать самостоятельно средства
выразительности, способы создания изображения, планировать работу. Работать
вдвоем, втроем дружно.
Испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной
работы и работы товарищей; проявлять потребность создавать прекрасное и
украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и др.
Уровни освоения программы
Низкий. У ребенка есть представления о процессе художественной
деятельности, некоторых видах искусства. Ребенок владеет материалами и
инструментами, но создаваемый образ маловыразителен. При активной позиции
взрослого может проявить творчество и элементарно высказать собственную оценку
воспринимаемого.
Средний. Ребенок проявляет интерес и желает общаться с
прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от
встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов,
живых объектов и явлений, различные сенсорные и эстетические свойства. Воспринимает
эмоциональные состояния и настроения близких людей. При активной помощи
взрослого осваивает навыки и умения последовательного и внимательного
восприятия прекрасного в окружающем и произведениях искусства, может соотносить
воспринятое со своими переживаниями и опытом. Различает некоторые жанры и виды
изобразительного искусства, средства выразительности.
Имеет представления о процессе создания изображения,
этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и
инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями. Может
создавать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность,
элементы творчества в выборе средств выразительности (цвет, материалы,
построение изображения).
Высокий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться
с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает от этого
радость и удовольствие. Видит свойства предметов, живых объектов и явлений,
знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми
или некрасивыми.
Может общаться по поводу искусства, давая
эмоционально-эстетическую оценку.
Обладает достаточно качественными техническими и изобразительными
навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности,
позволяющими создавать выразительные и интересные образы. Проявляет
самостоятельность и творческую инициативу.
|