Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника.
Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил
ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается
понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального
общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у
него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к
самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет»,
когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять
нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании,
упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний
тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении
предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности
новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего
года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой
потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его
возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности,
не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в
собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых
действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы
помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания
успеха в деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает
преимущественное использование наглядно-практических методов и способов
организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и
экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и пр.
Содержательные связи между разными разделами программы
позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении
воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления
детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому,
побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи
развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными
умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной
и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся
основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность
развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы
личности ребенка.
Реализация программы «Детство» в полной мере возможна
лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при
этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка,
создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители,
педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных
отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние
педагогического процесса.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего
дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком
деятельности воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий,
показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных
действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной
оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые
условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший
дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В
течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение:
приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя,
младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает
действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр,
действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно
проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем
свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Воспитатель поощряет познавательную активность каждого
ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и
качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувства удивления,
радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям. Учитывая
важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников,
воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в
маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие организации
жизни в младших группах.
В играх, в предметной и художественной деятельности
воспитатель учит детей принимать цель и связывать результат с поставленной
целью (построить домик для собачки — собачка радуется построенному домику;
слепить бублик для куклы — куклу угощаем бубликами). Так повышается
осознанность действий и усиливается самостоятельность детей.
На протяжении младшего дошкольного возраста
развивается интерес детей к общению со сверстниками. Воспитатель привлекает
малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и имитационным
играм, к парным поручениям. Педагог внимательно наблюдает за тем, как
развивается общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает
детский опыт. Ежедневно в группе воспитателем организуются разные формы
общения детей между собой и разные игровые действия. Обязательным является
время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей.
В младшем дошкольном возрасте открываются новые возможности
для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной
отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того
чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей,
он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям — родителям,
воспитателю, сверстникам.
Умение воспитателя передать свои чувства, вызвать у ребенка
эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания.
Воспитатель показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим:
как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам
увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей.
Своим одобрением воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам,
способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает
дорожить.
Дети 3—4 лет — это в первую очередь «деятели», а не
наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее
условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется
так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств
предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве
(имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в
детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.
Общие задачи воспитания младшего дошкольника состоят в
следующем:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в
детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе,
устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого
ребенка;
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей,
своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
3. Способствовать развитию познавательной активности
детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить
выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного
обследования, сравнения, элементарного анализа;
4. Способствовать развитию у детей самостоятельности,
овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков
элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и
общения;
5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему,
эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным
и растениям;
6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки
речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт
игрового общения;
7. Способствовать развитию воображения и творческих
проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с
элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
|