Упражнения в ходьбе. Ходить в разных построениях
(колонне по одному, парами, четверками, в круге, в шеренге); ходить, совершая
различные движения руками. Ходить обычным, гимнастическим, скрестным шагом;
ходить выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с
закрытыми глазами.
Упражнения в беге. Бегать легко, стремительно. Бегать,
сильно сгибая ноги в коленях, спиной вперед; выбрасывая прямые ноги вперед;
бегать через препятствия — барьеры, набивные мячи (высотой 10—15 см), не
задевая за них, сохраняя скорость бега. Бегать спиной вперед, сохраняя
направление и равновесие. Бегать со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну.
Бегать из разных стартовых положений (сидя, сидя «по-турецки», лежа на спине,
на животе, сидя спиной к направлению движения и т.п.). Сочетать бег с ходьбой,
прыжками, подле-занием и др.; с преодолением препятствий в естественных условиях.
Пробегать 10 м с наименьшим числом шагов. Бегать в спокойном темпе до 2—3
минут. Пробегать 2—4 отрезка по 100—150 м в чередовании с ходьбой. Пробегать в
среднем темпе по пересеченной местности до 300 м. Выполнять челночный бег (5x10
м). Пробегать в быстром темпе 10 м 3—4 раза с перерывами. Бегать наперегонки;
на скорость — 30 м.
Упражнения в прыжках. Подпрыгивать на двух ногах на
месте с поворотом кругом; смещая ноги вправо — влево; сериями по 30—40 прыжков
3—4 раза. Прыгать, продвигаясь вперед на 5—6 м; перепрыгивать линию, веревку
боком, с зажатым между ног мешочком с песком, с набитым мячом; перепрыгивать
через 6—8 набивных мячей (вес 1 кг). Перепрыгивать на одной ноге линию, веревку
вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивать
вверх из глубокого приседа. Подпрыгивать на месте и с разбега с целью достать
предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 25—30 см. Впрыгивать с
разбега в три шага на предметы высотой до 40 см, спрыгивать с них. Прыгать в
длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 180—190 см); в
высоту с разбега (не менее 50 см). Прыгать через короткую скакалку разными
способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу;
бегать со скакалкой. Прыгать через длинную скакалку: пробегать под вращающейся
скакалкой, перепрыгивать через нее с места, вбегать под вращающуюся скакалку,
перепрыгивать через нее один или несколько раз и выбегать; пробегать под
вращающейся скакалкой парами. Прыгать через большой обруч, как через скакалку.
Упражнения в бросании, ловле, метании. Бросать мяч
вверх, о землю и ловить его двумя руками не менее 20, одной — не менее 10 раз
подряд с хлопками, поворотами и другими заданиями; из одной руки в другую с
отскоком от пола. Перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние
3—4 м), из положения сидя «по-турецки», через сетку; перебрасывать набивные
мячи (вес 1 кг). Бросать в цель из разных исходных положений (стоя на коленях,
сидя и др.). Метать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4—5 м; в
движущуюся цель. Метать вдаль на расстояние не менее 6—12 м.
Упражнения в ползании, лазании. Ползать на
четвереньках по гимнастической скамейке; на животе и на спине, подтягиваясь
руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползать под гимнастической
скамейкой, под несколькими пособиями подряд. Перелезать через гимнастическую
стенку и спускаться с ее противоположной стороны. Переходить с пролета на пролет
гимнастической стенки по диагонали. Влезать на лестницу и спускаться с нее
быстро; менять темп лазания, сохранять координацию движений, используя
перекрестную и одноименную координацию движений рук и ног. Лазать по
веревочной лестнице, по канату, захватывая канат ступнями ног и вися в
положении стоя (воспитатель поддерживает конец каната); выпрямлять ноги,
захватив канат ступнями ног, одновременно сгибать руки; перехватывать канат
руками вверх до их выпрямления (ноги выпрямлены); влезать на канат на
доступную высоту.
Упражнения в равновесии. Пройти по гимнастической скамейке:
боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге,
а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и
делая под ней хлопок. Идти по гимнастической скамейке, посередине остановиться
и перешагнуть палку (обруч, веревку), которую держат в руках; присесть и
повернуться кругом, встать и идти дальше; перепрыгнуть ленточку, идти дальше.
Стоя на скамейке, подпрыгивать и мягко приземляться на нее; прыгать, продвигаясь
вперед на двух ногах по наклонной поверхности. Пройти по узкой стороне
гимнастической скамейки прямо и боком. Стоять на носках; стоять на одной ноге,
закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке;
поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх. Балансировать на большом
набивном мяче (вес 3 кг). Кружиться с закрытыми глазами, останавливаться,
сделать фигуру.
Упражнения в построении и перестроении
Самостоятельно, быстро и организованно строиться в колонну
по одному, парами, в круг, в несколько колонн (звеньев), в шеренгу. Равняться
в колонне, в шеренге, в круге. Перестраиваться из одной колонны в несколько на
ходу; из одного круга в несколько. Делать повороты (направо и налево).
Рассчитываться на «первый-второй», после чего перестраиваться из одной шеренги
в две. При построении в три колонны размыкаться и смыкаться приставными
шагами. Делать повороты на углах во время движения. Останавливаться после
ходьбы всем одновременно. ;
Положения и движения рук, ног, туловища
Упражнения для рук и плечевого пояса. Поднимать руки
вверх, вперед, в стороны, поднимаясь на носки в положении стоя, пятки вместе,
носки врозь; отставляя одну ногу назад на носок; прижимаясь к стене. Поднимать
руки вверх — в стороны из положения руки перед грудью, руки к плечам. Поднимать
и опускать плечи. Энергично разгибать вперед и в стороны согнутые в локтях
руки (пальцы сжаты в кулаки): отводить локти назад два-три раза и выпрямлять
руки в стороны из положения руки перед грудью. Делать круговые движения
согнутыми в локтях руками (кисти у плеч). Совершать руками разнонаправленные
движения. Вращать обруч пальцами одной руки вокруг вертикальной оси (как юлу),
на предплечье и кисти руки перед собой и сбоку.
Упражнения для ног. Выставлять ногу вперед на носок
скрестно. Приседать, держа руки за головой, сгибая к плечам. Сгибать ноги в
стойке ноги врозь поочередно, одну ногу 2—3 раза подряд (пружинисто). Приседать
в положении ноги врозь: переносить вес тела с одной ноги на другую (не
подниматься). Делать выпад вперед, в сторону. Махом вперед доставать носком
выпрямленной ноги ладони вытянутых вперед рук (одноименной и противоположной).
Свободно размахивать ногой вперед и назад, держась рукой за рейку, лестницу,
спинку стула. Захватить палку ступнями ног посередине и поворачивать ее на
полу.
Упражнения для туловища. Опускать, поднимать голову,
поворачивать ее в стороны. Поворачиваться в стороны, поднимая руки вверх — в
стороны, из-за головы, из положения руки к плечам. Наклоняться вперед, подняв
руки вверх, медленно, подряд 2—3 раза, держа руки в стороны. Стоя, вращать верхнюю
часть туловища. В упоре сзади сидя поднять обе ноги, оттянуть носки, удерживать
ноги в этом положении. Переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней в
упоре сзади. Садиться из положения лежа на спине, закрепив ноги, и снова
ложиться; прогибаться, лежа на животе. Лежа на спине, поднимать одновременно
обе ноги, стараясь коснуться положенного за головой предмета. Из упора присев
переходить в упор на одной ноге, отводя другую назад (носок опирается о пол).
Пробовать присесть и встать на одной ноге. Лежа на спине, группироваться и
покачиваться в этом положении; перекатываться в положении группировки на бок.
Пытаться делать кувырок с поддержкой*. Подтягиваться на руках, помогая ногами,
на гимнастической скамейке, лежа на спине. Сгибать и разгибать руки, опираясь
о стенку (держась за рейку гимнастической стенки) на уровне груди. Отрывать
ноги от пола (или рейки гимнастической стенки), стоя спиной к гимнастической
стенке и захватившись за ее рейку руками как можно выше над головой;
поочередно поднимать ноги, согнутые в колене; поочередно поднимать прямые
ноги; на короткий момент оторвать от опоры сразу обе ноги.
Подвижные игры
Игры с бегом: «Быстро возьми, быстро положи»,
«Перемени . предмет», «Ловишка — бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется»,
«Кто скорее докатит обруч до флажка», «Жмурки», «Два мороза», «Догони свою
пару», «Не намочи ноги», «Горелки».
Игры с прыжками: «Лягушки и цапля», «Не попадись»,
«Волк во рву».
Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит
мяч», «Стоп», «Кто самый меткий», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
Игры с подлезанием и лазанием: «Перелет птиц», «Ловля
обезьян».
Игры-эстафеты: «Кто скорее через препятствия к
флажку», «Веселые соревнования», «Чья команда больше мячей забросит в корзину».
Дорожка препятствий. Выполнять задания: прыгать на
одной ноге (4 м); пролезть в обруч (поднять обруч с пола, шагнуть в него
правой, левой ногой, поднять обруч над головой и положить на пол); проползти по
гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках; пробежать,
перешагивая через 5 набивных мячей (вес 1 кг); взять мяч, бросить его в
горизонтальную цель (расстояние 5 м); быстро вернуться на место, неся в руках
два набивных мяча.
|