Третий год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя.
Узнавать дом, в котором живет, детский сад, свою группу. Знать свои игрушки,
вещи. Знать членов своей семьи. Узнавать себя в зеркале, на крупных фото.
Отличать свои игрушки, свои вещи от чужих вещей. Задавать вопросы о членах
семьи, о своих действиях, игрушках («Что делает мама?»; «Где папа?»; «Где мой
мишка?»).
Практические умения, поведение, общение. Называть свое
имя в разных вариантах (Оля, Олечка). Говорить о себе в первом лице: «я». Уметь
выразить отдельные состояния и потребности с помощью речи: «Я хочу спать»; «Я
буду играть». Стремиться к активным самостоятельным действиям. Проявлять
настойчивость в освоении трудного действия (складывать пирамидки, пытаться
шнуровать ботинки и пр.). Говорить о себе с положительным чувством («Я — хороший»;
«Толя — хороший»). Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и
стремиться повторить самостоятельно положительное действие.
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя,
фамилию, пол, возраст. Узнавать дом, квартиру, в которой живет, детский сад,
группу, своих воспитателей, няню. Знать членов своей семьи и ближайших
родственников (бабушку, дедушку, тетю, дядю). Хорошо знать свои вещи, узнавать
свои игрушки, книжки среди других вещей. Узнавать себя и членов семьи на фото.
Проявлять любознательность. Задавать вопросы о себе, о своем организме.
Осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею
сам запускать юлу»; «Я умею сам застегивать куртку» и т.п.).
Практические умения, поведение, общение. Всегда
говорить о себе в первом лице — «я». Уметь высказывать свои желания («Я хочу»;
«Я не хочу»). Уметь словесно выразить отдельные свои состояния («Я испугался»;
«Я пошутил»; «Я устал»). Уметь выразить свое отношение («Я люблю маму»; «Мне
нравится эта сказка»; «Я люблю эту песенку»). Выражать привязанность к близким
и сверстникам. Иметь любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи.
Проявлять настойчивость в освоении нового действия, в получении ответа на
интересующие вопросы, задавать взрослым вопросы об окружающем («Для чего это?»;
«Почему?»; «Как?»; «Где?»). Сохранять жизнерадостное настроение, быстро
преодолевать негативные состояния, стремиться к положительной оценке
окружающих, проявлять доверие к миру («Меня все любят, я — хороший мальчик»).
Уровни освоения программы (4 года)
К концу младшего дошкольного возраста наблюдается несколько
уровней развития, отличающихся различной способностью детей устанавливать
контакты с окружающими, умением проявлять доброжелательное отношение к ним,
стремлением к самостоятельности в воспроизведении положительных Форм поведения
и общим эмоциональным состоянием ребенка.
Низкий.
Ребенок проявляет недоверие к окружающим, боязнь
общения; контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтны.
Наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых: капризы, немотивированные
требования. Общее эмоциональное
состояние ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с
плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или
взрослым.
Средний.
Ребенок приветлив с окружающими, проявляет активный
интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению взрослых
повторяет положительные действия, эмоционально откликается на ярко выраженное
состояние близких. Спокойно играет рядом с детьми, а также вступает в общение
по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет преобладающее
эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные
состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных
действий.
Высокий.
Ребенок
проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную
деятельность. Самостоятельно воспроизводит некоторые формы культурного поведения,
понимает правила поведения в группе. Относится к сверстникам дружелюбно,
правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния близких.
Способен по своей инициативе проявить сочувствие. Сохраняет устойчивое жизнерадостное,
активное настроение; любознателен, задает много вопросов, проявляет
настойчивость в освоении новых действий, знает стихи, песенки, по просьбе
старших охотно исполняет их.
|