Представления и познавательные умения. Знать свое имя,
отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер
телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей.
Располагать некоторыми сведениями об организме, назначении
отдельных органов и условиях их нормального функционирования. (Надо дышать
свежим воздухом, следить за чистотой рук, читать и рисовать в хорошо
освещенной комнате.)
Знать особенности своего организма и здоровья («Мне
нельзя есть апельсины — у меня аллергия». «Мне нужно носить очки»).
Понимать значение укрепления здоровья, спортивных упражнений.
Представлять возможные травматические ситуации, опасные для здоровья. Понимать,
как обращаться с огнем, электроприборами, знать об элементарной помощи (в
случае травмы смазать царапину йодом, приложить к ушибу холодный компресс,
перевязать палец). Знать отдельные правила уличного движения.
Проявлять интерес к событиям своего детства, к своему
будущему: «Что будет в школе? Кем и каким я буду, когда стану взрослым?».
Интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких. Задавать
вопросы о жизни, смерти, о событиях в мире, о взаимоотношениях и действиях
людей, проявлять интерес к своей родословной.
Выражать стремление к экспериментированию, познанию,
творчеству. Интересоваться устройством игрушек, механизмов, содержанием книг.
Пробовать свои силы в освоении новых действий, способов, приемов. Стремиться к
самостоятельному чтению, письму.
Проявлять интерес к городу (селу), в котором живет.
Знать некоторые сведения о его истории, достопримечательностях, главных
улицах. Выражать свое отношение к городу, свои чувства.
Проявлять желание узнать о стране, в которой живет, о
жизни разных народов, некоторых фактах истории. Иметь представление о школе,
жизни школьников; проявлять стремление к школьному обучению. Знать о школьных
годах родителей, старших братьев и сестер. Охотно общаться на темы о школе.
Проявлять интерес к овладению чтением. Радоваться предстоящему началу школьного
обучения.
Уметь осмыслить и словесно выразить свои переживания,
настроения, чувства («Я мечтаю о...», «Меня волнует...», «Я
ЖДУ, КОГДа...»).
Практические умения, поведение, общение. Держаться с
достоинством, стремиться к положительно оцениваемым действиям, к признанию
окружающими. Проявлять самостоятельность, избегать опеки старших в привычных
ситуациях.
Быть настойчивым в поиске ответа на возникшие вопросы
(экспериментировать, пытаться найти аналоги с известным, просить объяснения у
старших). Владеть элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих
действий или своей работы с образцом, уметь находить ошибки и исправлять их.
Проявлять настойчивость в том, чтобы научиться новому, преодолевать свой
страх, неуверенность.
Выражать избирательный интерес к каким-то сторонам действительности
и видам практической деятельности. Находить занятие по душе. Иметь близких
друзей, охотно участвовать в общих делах.
Рассказывать о себе, о событиях своей жизни, об
отдельных эпизодах раннего детства, о своих мечтах, планах на будущее, о том,
как готовиться к школе. Уметь, отвечая на вопросы, рассказать о том, как
научился чему-то (плавать, кататься на велосипеде), сравнивать свои достижения
(«У меня стали сильные руки, и я научился подтягиваться на перекладине», «У
меня раньше часто болело горло, а теперь я закалился и горло не болит»).
Гордиться своей семьей, своими близкими; уметь выразить им сочувствие,
готовность помочь.
Уметь с опорой на картинки показать и рассказать,
каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другим, почему
нельзя близко подходить к открытому огню, к самому краю обрыва и пр.
Охотно рассказывать о своем любимом занятии, книгах,
впечатлениях. Проявлять чувство
собственного достоинства, самоуважения, стремление не повторять действия
или поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих, чувство
удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы, задания.
Выражать некоторую критичность по отношению к своим
результатам, стремиться преодолеть свои недостатки, переживать отрицательные
чувства в случае совершения неправильного поступка.
По-доброму относиться к людям, ко всему живому.
Мечтать о благородных поступках, воображать себя в роли защитника слабых,
угнетенных, в роли носителя добра и справедливости («Я — добрый волшебник», «Я
— искусный врач»). Выражать активное стремление к школе, желание научиться
писать, самостоятельно читать книги.
Уровни освоения программы
Низкий. Поведение ребенка неустойчиво, оитуативно.
Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка
самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется
непосредственными побуждениями. Ребенок испытывает трудности в общении,
связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных
состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые
проявления негативного поведения.
Выражено отставание в развитии связной речи. Отношение
к будущему (к поступлению в школу) неопределенное.
Средний. Поведение и общение ребенка положительно направлены.
Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в
привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность,
потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку
своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно
оцененных взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям.
Осуществляет элементарный самоконтроль.
Внимателен к эмоциональному состоянию других,
проявляет сочувствие.
Выражает интерес и стремление к своему будущему — к
обучению в школе.
Высокий. Поведение и общение ребенка устойчиво положительно
направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет
разными формами и способами культурного поведения. Охотно вступает в общение.
Отличается высокой речевой активностью, готовностью
принять общий замысел. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать
партнеров.
Правильно понимает эмоциональные состояния других, активно
выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
Проявляет
активный познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника,
стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом, узнать новое.
|