В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный
интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических
действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке
результата.
Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется
не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов
деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и
т.д.
Программа предусматривает углубление представлений
детей о свойствах и отношениях предметов, в основном через игры на
классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на
воссоздание, преобразование фигур. Дети не только пользуются известными им
знаками и символами, но уменьшенное смоделированное отношение между предметами
в определенном пространстве.
Временные отношения: сутки, неделя (дни недели),
месяц.
Познавательные и речевые умения. Практически и на основе
глазомера сравнивать, сопоставлять, измерять; уравнивать с целью определения
отношений предметов.
Самостоятельно находить способ оценки и выявления
свойств и отношений в процессе решения творческих задач.
Самостоятельно высказываться о количестве, способах деления,
дополнения, уравнивания, отношениях между зависимыми величинами по их
свойствам (число частей и размер части, стоимость одного- предмета и количество
купленных предметов и т. д.).
Числа и цифры
Представления. Количественный и порядковый счет предметов.
Число как результат измерения длины, веса, времени. Цифры от 0 до 9.
Связи и зависимости между числами, отношения чисел
(меньше, больше на 1, 2).
Состав чисел из единиц. Монеты (различение и использование
в играх).
Познавательные и речевые умения. Считать, измерять, делить
целое на части, сравнивать, образовывать числа, уравнивать множества по числу.
Сравнивать монеты по размеру и достоинству, набирать и
разменивать монеты.
Измерять время с использованием календаря и песочных
часов.
Выражать в речи отношения между числами, способ получения
большего или меньшего числа.
Сохранение количества, величины
Представления. Неизменность величины (числа, объема,
веса) в результате осуществленного действия переливания, перекладывания,
изменения способа размещения предметов в пространстве, в сосудах (на двух
величинах, числах).
Изменение величины в зависимости от добавления, уменьшения
количества, объема воды, песка.
Познавательные и речевые умения. Воспринимать одно и
то же количество, величину независимо от разных условий,
наиболее
экономным путем; активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в
случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр,
практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.
|