Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 06.05.2024, 11:21

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ (дети 4-5 лет)

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются чис­лами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и простран­ственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включа­ется в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне.

Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного раз­вития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса позна­ния, минимум умений, без освоения которых дальнейшее по­знание мира и развитие ребенка будет затруднено.

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической де­ятельности, в организуемых воспитателем познавательных, раз­вивающих играх.

Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ре­бенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направ­ляет процесс ее развития, способствует получению результата.

Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приоб­щающие его к умственной деятельности. Например, игры из серии «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помо­гают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся ло­гические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели и др.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует раз­витию у них умений и способностей:

— оперировать свойствами, отношениями предметов, чис­лами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вы­членять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

— проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в вы­полнении и достижении результата;

— рассказывать о выполняемом или выполненном дейст­вии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу со­держания игрового (практического) действия.

Свойства

Представления. Размер предметов: по длине (длинный, ко­роткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу (тяжелый, лег­кий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький).

Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма пред­метов: круглый, треугольный, квадратный (четырехугольный).

Логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов стороны больше, чем у треугольников); нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм.

Связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них.

Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количест­вом элементов в каждой из них. А по размеру — 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось.

Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам четырехугольной формы, определенной тяжести — к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т.д.

Познавательные и речевые умения. Целенаправленно зри­тельно и осязательно-двигательным способом (с выключенным зрением) обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы.

Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выде­ления углов, сторон, их количества.

Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур. Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению.

Самостоятельно называть свойства предметов, геометричес­ких фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свой­ства («Все большие красные», «Большие не красные»).

Отношения

Представления. Отношения групп предметов: по количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине, весу) и т.д. Последовательное уве­личение (уменьшение) 3—5 предметов («Широкая, поуже, еще уже... самая узкая ленточка»).

Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные — в последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра.

Обобщение 3—5 предметов, звуков, движений по свойст­вам — размеру, количеству, форме и др. («Такое же количест­во, тоже по 4; всех красных и высоких столбиков по 4»). Обобщение четырех частей суток в понятие «сутки».

Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы на глаз, путем наложения, приложения. Выделять на этой основе соответствия по форме, количеству, числу, размеру, удаленнос­ти, расположению и т.д.; находить отличия.

Выражать в речи количественные, пространственные, вре­менные отношения между предметами, пояснять последователь­ное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру («Лег­кий, потяжелее, еще потяжелее» — и т.д.). Отвечать на вопрос: «Как ты узнал?»

Числа и цифры

Представления. Обозначение количества до 5—10 числом и цифрой. Цифры от 0 до 9. Количественное и порядковое назначение числа.

Обобщение групп предметов, звуков и движений по числу («Стульев, столов по пять, их поровну; кукол и звуков по восемь»).

Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывание однородных и разнородных предметов в разном распо­ложении.

Познавательные и речевые умения. Сосчитывать и срав­нивать по свойствам, количеству и обозначающему его числу; воспроизводить количество по образцу и числу; от­считывать.

Называть числа, согласовывать слова-числительные с суще­ствительными (названиями предметов, их свойств) в роде, числе, падеже.

Отражать в речи способ практического действия — срав­нения по форме, размеру. Отвечать на вопросы: «Как ты узнал, сколько всего?»; «Что ты узнаешь, если сосчитаешь?»

Сохранение (неизменность) количества и величины Представления. Неизменность объема жидких и сыпучих тел от формы и размера сосуда.

Независимость количества, числа предметов от их распо­ложения в пространстве, сгруппированное™ (на одном и том же количестве). Изменение числа с добавлением одного пред­мета.

Обобщение по размеру, числу {такие же, столько же, по 5), по уровню наполненности одинаковых по форме со­судов и т.д.

Познавательные и речевые умения. Сосчитывать, сравнивать путем сопоставления, наложения, приложения с целью доказа­тельства равенства или неравенства, идентичности или разли­чий в пространственном расположении, объемах и т. д.

Выражать в речи: расположение предметов в пространстве, одного предмета относительно другого, изменения или неиз­менность по расположению, количеству, размеру, форме, на­полненности сосуда, весу.

Отвечать на вопрос: «Что изменилось, что осталось таким же (неизменным)?»

Пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от..., рядом с..., около, в, на, за и др.; пояснять способ сопоставления, обнаружения соответствия.

Последовательность действий

Представления. Обозначение последовательности учебно-иг­рового действия, порядка следования объектов символом (стрелкой).

Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если..., то...

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.

Пользуется числами до 3—5, допускает ошибки при сосчитывании.

Выполняет игровые и практические действия в определен­ной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Вы­полняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затруд­няется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4—7.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнару­живает зависимости и изменения в группах предметов в про­цессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10.

I Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) ко­личества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. ©Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» 15 Самостоятельно экспериментирует с целью определения не­изменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы дей­ствий в иной обстановке.

Наши дети готовы перейти в старшую группу. За прошед­ший год они подросли и окрепли. Их рост в среднем уже достигает 106—107 см, вес — более 18 кг. Возросшие возмож­ности двигательной деятельности делают доступным для детей участие в разнообразных подвижных играх и упражнениях.

Дошкольники стали увереннее в самообслуживании. По­мощь взрослого нужна им прежде всего в новых условиях или в трудных случаях, в привычной обстановке они вполне само­стоятельны. Деятельность стала более осознанной: дети способ­ны принять поставленную взрослым цель, получить результат, соответствующий принятой цели.

Пятилетки проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопроса­ми об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательски­ми действиями; умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4—6 частей; осваивают счет.

Растет интерес к коллективным играм и общению со сверс­тниками. Дети самостоятельно объединяются в небольшие иг­ровые группы на основе взаимных симпатий. Воспитатель по­могает им согласовывать игровые замыслы, что делает игру более организованной и длительной. Пятилетний ребенок с удовольствием рассказывает о своих любимых играх и игруш­ках. Он знает наизусть много стихов, прибауток, загадок, пе­сенок и охотно воспроизводит их по просьбе взрослых.

Дети любят общаться со знакомыми взрослыми, участвовать в совместных с ними делах. Их радует одобрение старших, оно поощряет их к освоению новых действий.

Пятилетки радуются своим достижениям и новым возмож­ностям. Они нацелены на творческие проявления и доброже­лательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход воспитателя помог каждому ребенку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (29.09.2011)
Просмотров: 3903 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru