Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются
числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно,
осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют
предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически
включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства,
отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне.
Объем представлений, предложенный данной программой,
следует рассматривать в качестве основы познавательного развития.
Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как
бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых
дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено.
Активность ребенка, направленная на познание,
реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности,
в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх.
Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные
для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания,
группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развертывании игры,
действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию,
направляет процесс ее развития, способствует получению результата.
Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие
его к умственной деятельности. Например, игры из серии «Логические кубики»:
«Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб-хамелеон»
и др.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают
ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии
свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и
отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся
логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели
и др.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует
развитию у них умений и способностей:
— оперировать свойствами, отношениями предметов, числами;
выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;
— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить,
вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане
представлений, стремиться к творчеству;
— проявлять инициативу в деятельности,
самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении
и достижении результата;
— рассказывать о выполняемом или выполненном действии,
разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового
(практического) действия.
Свойства
Представления. Размер предметов: по длине (длинный, короткий);
по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый,
тонкий); по весу (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему
(большой, маленький).
Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы
геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый,
треугольный, квадратный (четырехугольный).
Логические связи между группами предметов по размеру,
форме (низкие, но толстые; у квадратов стороны больше, чем у треугольников);
нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной
форм.
Связи между изменениями (сменой) основания группировки
и количеством полученных групп, предметов в них.
Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы
(круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в
каждой из них. А по размеру — 2 группы, количество элементов в каждой из
которых увеличилось.
Обобщение геометрических фигур, предметов по форме,
размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам
четырехугольной формы, определенной тяжести — к тяжелым («Эти камни все
тяжелые») и т.д.
Познавательные и речевые умения. Целенаправленно зрительно
и осязательно-двигательным способом (с выключенным зрением) обследовать
геометрические фигуры, предметы с целью определения формы.
Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения
углов, сторон, их количества.
Самостоятельно находить и применять способ определения
формы, размера предметов, геометрических фигур. Выделять идентичный объект
(такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному
описанию, схематическому изображению.
Самостоятельно называть свойства предметов,
геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как
форма, размер; группировать предметы по одному, двум, трем свойствам, по
наличию одного и отсутствию другого свойства («Все большие красные», «Большие
не красные»).
Отношения
Представления. Отношения групп предметов: по
количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине,
ширине, толщине, весу) и т.д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3—5
предметов («Широкая, поуже, еще уже... самая узкая ленточка»).
Пространственные отношения в парных направлениях от
себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные — в
последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени:
сегодня, вчера и завтра.
Обобщение 3—5 предметов, звуков, движений по свойствам
— размеру, количеству, форме и др. («Такое же количество, тоже по 4; всех
красных и высоких столбиков по 4»). Обобщение четырех частей суток в понятие
«сутки».
Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы
на глаз, путем наложения, приложения. Выделять на этой основе соответствия по
форме, количеству, числу, размеру, удаленности, расположению и т.д.; находить
отличия.
Выражать в речи количественные, пространственные, временные
отношения между предметами, пояснять последовательное увеличение и уменьшение
их по количеству, размеру («Легкий, потяжелее, еще потяжелее» — и т.д.).
Отвечать на вопрос: «Как ты узнал?»
Числа и цифры
Представления. Обозначение количества до 5—10 числом и
цифрой. Цифры от 0 до 9. Количественное и порядковое назначение числа.
Обобщение групп предметов, звуков и движений по числу
(«Стульев, столов по пять, их поровну; кукол и звуков по восемь»).
Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше
предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывание однородных и
разнородных предметов в разном расположении.
Познавательные и речевые умения. Сосчитывать и сравнивать
по свойствам, количеству и обозначающему его числу; воспроизводить количество
по образцу и числу; отсчитывать.
Называть числа, согласовывать слова-числительные с
существительными (названиями предметов, их свойств) в роде, числе, падеже.
Отражать в речи способ практического действия — сравнения
по форме, размеру. Отвечать на вопросы: «Как ты узнал, сколько всего?»; «Что ты
узнаешь, если сосчитаешь?»
Сохранение (неизменность) количества и величины
Представления. Неизменность объема жидких и сыпучих тел от формы и размера
сосуда.
Независимость количества, числа предметов от их расположения
в пространстве, сгруппированное™ (на одном и том же количестве). Изменение
числа с добавлением одного предмета.
Обобщение по размеру, числу {такие же, столько же, по
5), по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов и т.д.
Познавательные и речевые умения. Сосчитывать,
сравнивать путем сопоставления, наложения, приложения с целью доказательства
равенства или неравенства, идентичности или различий в пространственном
расположении, объемах и т. д.
Выражать в речи: расположение предметов в
пространстве, одного предмета относительно другого, изменения или неизменность
по расположению, количеству, размеру, форме, наполненности сосуда, весу.
Отвечать на вопрос: «Что изменилось, что осталось
таким же (неизменным)?»
Пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху
от..., рядом с..., около, в, на, за и др.; пояснять способ сопоставления,
обнаружения соответствия.
Последовательность действий
Представления. Обозначение последовательности
учебно-игрового действия, порядка следования объектов символом (стрелкой).
Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать
и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на
направление, указанное стрелкой.
Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала,
потом, раньше, позже; если..., то...
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам,
называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.
Пользуется числами до 3—5, допускает ошибки при сосчитывании.
Выполняет игровые и практические действия в определенной
последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что
сначала, что потом).
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает
предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет
действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях,
пояснениях.
Обобщает группы предметов по количеству (числу),
размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4—7.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов,
обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе
группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10.
I Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения)
количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. ©Отвечает на
вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» 15 Самостоятельно
экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера,
объясняет, почему стало больше или меньше.
Проявляет творческую самостоятельность в практической,
игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной
обстановке.
Наши дети готовы перейти в старшую группу. За прошедший
год они подросли и окрепли. Их рост в среднем уже достигает 106—107 см, вес —
более 18 кг. Возросшие возможности двигательной деятельности делают доступным
для детей участие в разнообразных подвижных играх и упражнениях.
Дошкольники стали увереннее в самообслуживании. Помощь
взрослого нужна им прежде всего в новых условиях или в трудных случаях, в
привычной обстановке они вполне самостоятельны. Деятельность стала более
осознанной: дети способны принять поставленную взрослым цель, получить
результат, соответствующий принятой цели.
Пятилетки проявляют высокую познавательную активность,
они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире.
Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными
обследовательскими действиями; умеют группировать объекты по цвету, форме,
величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4—6 частей;
осваивают счет.
Растет интерес к коллективным играм и общению со сверстниками.
Дети самостоятельно объединяются в небольшие игровые группы на основе взаимных
симпатий. Воспитатель помогает им согласовывать игровые замыслы, что делает
игру более организованной и длительной. Пятилетний ребенок с удовольствием
рассказывает о своих любимых играх и игрушках. Он знает наизусть много стихов,
прибауток, загадок, песенок и охотно воспроизводит их по просьбе взрослых.
Дети любят общаться со знакомыми взрослыми,
участвовать в совместных с ними делах. Их радует одобрение старших, оно
поощряет их к освоению новых действий.
Пятилетки радуются своим достижениям и новым возможностям.
Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к
окружающим. Индивидуальный подход воспитателя помог каждому ребенку проявить
свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.
|