В процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими
телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, осваивают в
первоначальном виде обследовательские действия, сходство и различия предметов
по свойствам, пользуясь при этом словами: «одинаковые»; «разные»; «такая же»;
«не такая, как...» и др. Играя с предметами, разнообразными мозаиками, дети
овладевают довольно сложным умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет
и размер, форму и размер и др.
Это возраст первоначального выделения отношений предметов
по размеру, количеству стремления выполнять соответствующие действия.
Поощряется числовая оценка постоянно находящихся в зоне детского восприятия
количеств: 2 руки, 2 глаза, 1 ложка, 3 книги и т. д.
Средний. Интерес к музыке неустойчив. Ребенок
участвует в музыкальной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные
реакции не всегда соответствуют настроению произведения; вслушивается в
музыку, но может отвлекаться. Не всегда точно передает ритм. В движениях часто
копирует других детей. Проявляет интерес и желание играть на музыкальных
инструментах. Интонирует несколько звуков, слышит движение мелодии.
Высокий. Ребенок вслушивается в музыку, запоминает и
узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость,
появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и
настроение музыки. В движении передает различный метроритм. Активен в
элементарном музицировании. Владеет приемами игры в две ложки, на треугольнике,
бубенцах, копытцах, доске. Хорошо интонирует большинство звуков, пение
протяжно. Чисто интонирует заданную музыкальную фразу, может спеть знакомую
песенку с музыкальным сопровождением.
Основные задачи педагога состоят в привлечении
внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов; назывании цвета
и формы, расположения предметов, их размеров, назначения и количества,
уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью; в организации
разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорное
развитие.
Свойства
Представления. Цвета: красный, синий, желтый и др. Размер
предметов: большой, маленький; длинный, короткий. Форма предметов: как мячик,
как кирпичик, как квадратик. Геометрические тела и фигуры: шар, куб, круг,
квадрат. Выделение в предметах цвета и форм, форм и размера и т. д.
Познавательные и речевые умения. Определять цвет,
размер, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного
и двигательного обследования, сравнения.
Выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из
2—4 разных предметов. (Подобрать кубик такого же цвета и размера, такой же
большой и красный.)
Понимать и использовать в собственной речи слова — названия
размера, формы; использовать речевые выражения со словами: такая же...; не
такой... («Этот кирпичик такой же большой и красный»).
Отношения
Представления. Количественные отношения групп предметов
(один/много, много/мало, один/мало); отношения предметов по размеру
(длиннее/короче, больше/меньше). Первичное представление о соответствии двух
(трех, четырех) предметов по количеству (столько же); о неравенстве, о чем
свидетельствует наличие лишнего предмета в одной из групп (больше/меньше).
Обобщение нескольких предметов по свойствам и отношениям («Мишек и кукол мало,
а шариков много». «Утки большие, а утята маленькие». «Красные ленты длиннее, а
синие короче». «Покажи те ленты, которые короче»).
Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы
по форме, размеру, количеству, цвету в процессе обследования, сопоставления.
Понимать и использовать с помощью взрослого слова, обозначающие
отношения предметов по
количеству
и размеру: много; мало; меньше (по количеству, по
длине); лишний и др. (Например: «Этот стульчик лишний, кукол больше нет».)
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок воспринимает различия предметов по
форме, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре.
Затрудняется в выполнении действия «дай такую же»; не соотносит предметы по
форме.
Средний. Ребенок повторяет за взрослым названия формы,
размера предметов в совместных играх. Объединяет предметы одинакового цвета,
размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие.
Высокий. Ребенок самостоятельно выделяет и называет
цвет, форму, размер предметов, группирует и соотносит их по выделенным
свойствам. Определяет количественные отношения равенства и неравенства,
практически устанавливает соответствие (на 3—4 предметах).
На четвертом году жизни, как и в предшествующий
период, основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических
действий с предметами, а также с песком, водой, камешками и т.д. Поэтому
разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету,
форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр,
развивающих упражнений.
В силу возросшего интереса детей к процессу
сосчитывания, числам, уделяется внимание развитию умения воспринимать и
обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие).
Обобщение предметов по свойствам, сравнение по количеству создает предпосылки
для освоения умения определять равенство и неравенство двух количественных
групп. В содержательной практической или игровой деятельности дети осваивают
приемы наложения и приложения. В ходе таких действий ими осмысливается сущность
взаимнооднозначного соответствия двух множеств. От обобщения групп предметов
по свойствам (все круглые, а эти все квадратные) дети легко переходят к
обобщению по количеству (круглых столько же).
Кроме умений характеризовать количественные отношения,
детьми осваивается сосчитывайте небольших групп предметов. Освоение счета —
процесс индивидуальный, довольно длительный и сопровождается, как правило,
большим разнообразием допускаемых ошибок. Тем не менее взрослому необходимо поддерживать
интерес детей к оценке количества предметов числом, содействовать освоению
правильных приемов счета.
Не следует увлекаться обучением счету детей четвертого
года жизни в ущерб развитию их сенсорных и общих интеллектуальных
способностей. Главным критерием освоения счета и познания чисел являются
показатели развития ребенка, его индивидуальные возможности, наличие интереса к
числовой оценке величин.
Усложнение содержания по сравнению с предшествующим
возрастом состоит в расширении объема представлений, а главное, в углублении
простейших связей и зависимостей предметов по свойствам, отношениям, числовым
характеристикам. Это связи изменения количества в результате производимых действий,
зависимости между размером предметов и их цветом в условиях группировки,
расположением в пространстве и другими признаками.
Воспитатель вовлекает детей в содержательные,
основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения,
практические действия; стимулирует их самостоятельные действия; организует
результативную детскую деятельность, направленную на видоизменение объектов,
понимание и использование простейших замещений и знаков.
Основные задачи математического развития детей
четвертого года жизни состоят в следующем:
— Способствовать освоению свойств предметов, отношений
идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между
предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с
целью совершенствования игр, практических действий;
— Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление
элементов творческой инициативы;
— Поощрять детей к освоению и применению познавательных
и речевых умений по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в
разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх,
конструировании.
Свойства
Представления. Размер предметов: длинный/короткий, высокий/низкий,
широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький.
Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
геометрические тела (шар, куб), их "форма, цвет, размер; форма предметов
(круглый, квадратный, треугольный).
Фигуры разного размера, цвета, вида относятся к определенной
группе фигур (родовое обобщение: круг, квадрат, треугольник).
Связи между предметами по соотносимым свойствам .—
цвету, размеру, форме. (Определить, можно ли погрузить кубы в маленькую машину,
прокатить мяч в высокие ворота.)
Познавательные и речевые умения. Прослеживать взглядом
поверхность и контур предмета, геометрической фигуры; длину, высоту предмета и
т.д. Обследовать предмет рукой (осязательно-двигательное обследование).
Называть геометрические фигуры, формы предметов (платок
квадратный); размеры (короткая веревка, высокая трава); два свойства
одновременно (большой красный мяч).
Употреблять слова «такой же»; «не такой, как этот».
Выделять из 3—4 предметов идентичный образцу («Найди такой же») по 1—2
признакам и отличающийся от образца одним-двумя признаками. На основе сравнения
определять, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах.
Отношения
Представления. Отношения групп предметов по размеру:
длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше; по
количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше.
Пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения
предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за
другом. Временные отношения: сначала/потом, раньше/позже, утро/вечер,
день/ночь.
Обобщение предметов, звуков, движений по количеству,
размеру (всех поровну, ленточки все широкие, всех по две).
Познавательные и речевые умения. Обследовать предметы
с целью определения их отношений по размеру, форме, расположению, удаленности
и т.д.
Сопоставлять два предмета, предметы и звуки, предметы
и движения с целью выявления соответствия или несоответствия по количеству,
составления пар.
Соотносить пространственное расположение частей тела с
расположением предметов, выявлять на этой основе направления; соотносить части
суток с характерной детской деятельностью («Утром иду в детский сад»).
Самостоятельно использовать в речи слова,
характеризующие количественные, пространственные, временные отношения: «по
одному», «лишний», «не хватает» и др. Отвечать на вопросы, объясняя ход
практического действия сравнения. (Например: «Каждого мишку угостил пряником»;
«Эту красную полоску положил рядом с синей короткой».)
Сохранение количества
Представления. Неизменность и обобщение количественных
групп (3—5 предметов) в случае иного их расположения, различий в размере,
цвете, форме.
Познавательные и речевые умения. Воспринимать одно и
то же количество зрительно (без сосчитывания) или на основе счета (до 3—4) в
измененных условиях; сравнивать предметы, пользуясь приемом наложения и
приложения. Отвечать на вопрос: «Столько же? Или стало больше (меньше)?»
Использовать в речи слова, обозначающие количество, качественные признаки,
расположение.
Последовательность действий
Представления. Последовательность выполнения игровых
действий по условному знаку — стрелке, показывающей направление движения в
пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур.
Познавательные и речевые умения. Следить за развитием
игрового действия в условиях линейного расположения предметов и стрелок.
Выражать в речи действия, направления движения,
пользуясь словами: сначала; потом; вперед; назад; направо и др.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок выделяет идентичный предмет (находит
такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере,
форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые
отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На вопрос,
заданный после изменения расположения 3—4 предметов: «Их столько же или стало
больше?» — не отвечает или дает неправильный ответ.
Средний. Ребенок называет форму предметов, геометрических
фигур, группирует их. Правильно располагает предметы с целью сравнения по
количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки,
исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя
заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий,
допускает ошибки.
Высокий. Ребенок выделяет и называет несколько свойств
предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает.
Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического
сравнения, зрительного восприятия, пользуется словами: больше чем..., короче
чем... Видит неизменность количества на группах в 3—4 предмета, сам
раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно
пользуется числами, словами «сначала», «потом»; поясняет последовательность
действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур,
составление силуэтов.
Вот и подошел к концу младший дошкольный возраст. За
это время наши дети заметно изменились, многому научились. Они физически
окрепли. К четырем годам рост ребенка достигает 100—102 см. Вес детей в
среднем 16—17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2
кг). Ребенок четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при
ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать
карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные
умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с
предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат,
треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру
(по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно
осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно
повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный
сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и
детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком
механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей,
изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка
отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает
наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем
непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению
старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность
самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он
жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в
мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
|