На шестом году жизни двигательный опыт детей заметно
расширяется, активно развиваются двигательные и познавательные способности.
В развитии мышц выделяются несколько «узловых» периодов.
Один из них — возраст шесть лет, когда у детей активно развиваются крупные
мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются мелкие мышцы,
особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно улучшается устойчивость
равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений. При этом
девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Детям легче выполнять
упражнения, где имеется большая площадь опоры, но полезны и недлительные позы с
опорой на одну ногу, например В' подвижных играх: «Сделай фигуру», «Совушка»,
«Цапля» и др.
Резервные возможности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем у детей шестого года жизни заметно расширяются, особенно
при проведении занятий на открытом воздухе и применении беговых и прыжковых
упражнений. Общий объем бега на одном занятии для детей старшей группы в
течение года может быть увеличен с 0,6 до 1,5 км, а количество прыжков на месте
— до 150—160 с двумя непродолжительными интервалами для отдыха.
Контроль и оценка как собственных движений, так и движений
других детей позволяют ребенку понять связь между способом выполнения движения
и полученным результатом, а также научиться постепенно планировать свои
практические и игровые действия.
Следует приучать детей осмысленно относиться к достижению
точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу. Особенно
это важно при усвоении детьми новых сложно-координированных двигательных
действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания и др.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует
развитию у них двигательных умений и навыков, определенных физических качеств,
нацеливает свое внимание на решение следующих задач:
— добиваться осознанного, активного, с должным мышечным
напряжением выполнения детьми всех видов движений;
— учить детей анализировать (контролировать и
оценивать) свои движения и движения товарищей;
— формировать первоначальные представления и умения в
спортивных играх и упражнениях;
— воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать
и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
— побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
— целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.
Что осваивает ребенок
1. Порядковые упражнения: порядок построения в
шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 звена.
2. Общеразвивающие упражнения:
— способы выполнения упражнений с различными предметами,
— направления и последовательность действий отдельных
частей тела.
3. Основные движения:
— вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге,
— равномерный бег в среднем и медленном темпе,
— способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега,
прыжки со скакалкой,
— «школу мяча», способы метания в цель и вдаль,
— лазание одноименным и разноименным способами.
4. Подвижные и спортивные игры:
— правила игр,
— способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
— скользящий лыжный ход,
— скольжение по прямой на коньках,
— погружение в воду, скольжение в воде на груди и на
спине.
|