Организация здорового образа жизни предполагает удовлетворение
важнейших жизненных потребностей ребенка, создание условий для его полноценной
жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Так же, как и в
младшей, в средней группе организация жизни детей строится в соответствии с
гигиеническими нормами. У детей средней группы потребность организма в
кислороде по сравнению с детьми трех лет увеличивается на 40%, что связано с
перестройкой функции внешнего дыхания. Это требует особого внимания к
систематическому проветриванию помещения, к обеспечению достаточного времени
пребывания детей на свежем воздухе и к закаливанию.
Замечено, что у дошкольников, находящихся в течение
дня в помещении, снижается работоспособность, появляется раздражительность,
плаксивость, нарушается сон. Забота о постоянном доступе свежего воздуха в
помещение требует от воспитателя повышенного внимания: он следит, чтобы не
было сквозняков, чтобы играющие дети не находились под открытыми фрамугами,
чтобы не позднее чем за 10—15 минут до прихода детей сквозное проветривание
было прекращено.
Необходимо обращать внимание на правильную освещенность
помещения. Особенность хрусталика глаза среднего дошкольника — в том, что он
имеет более плоскую, чем у взрослых, форму. Отсюда некоторая дальнозоркость.
При неправильной позе ребенка за столом (горбится, низко наклоняется) и
недостаточном освещении во время рисования, рассматривания мелких изображений
возникает перенапряженность зрения и может развиваться близорукость. Поэтому
необходимо, чтобы столы и игровые уголки располагались близко к окнам, чтобы
свет падал слева. В «уголках книги» следует иметь дополнительное освещение в
виде бра или настольной лампы.
Воспитатель внимательно следит за позой каждого
ребенка и условиями его деятельности. Нужно помнить, что именно на (Пятом году
жизни заявляют о себе первые нарушения -в осанке. Средние дошкольники
интенсивно растут. Поэтому важны контроль за соответствием высоты мебели росту
детей, своевременная смена столов, стульев.
Предметно-игровая среда группы организуется как
зоновая. Все пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному
перемещению детей и создать условия для общения по интересам небольшими
подгруппами. Необходимо также предусмотреть места, где ребенок может на время
уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать. Задача воспитателя — создавать
положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный
режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной
активной деятельности и отдыха.
Особое
внимание уделяет воспитатель освоению основ гигиенической и двигательной
культуры.
|