Образ жизни старших дошкольников строится с учетом важнейших
социальных потребностей:
— в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности
окружающих;
— в познании и информационном обмене;
— в активной самостоятельной деятельности и самоутверждении;
— в разнообразном, содержательном общении со сверстниками
и взрослыми;
— в признании своих достижений со стороны окружающих
людей;
— в обеспечении условий для регулярного питания, активности
и отдыха.
Недостаточное удовлетворение данных потребностей нарушает
гармонию психического и физического развития детей.
Воздушный и тепловой режим, освещенность групповой
комнаты должны соответствовать принятым гигиеническим нормам. Возраст 5—7 лет
характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти
на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько
выше, чем у детей шестого года жизни. Быстро увеличивается длина конечностей.
Это требует постоянного подбора мебели соответственно росту детей.
Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень
чувствителен к деформирующим воздействиям. Поэтому постоянный контроль за
позой и осанкой каждого ребенка — обязательное условие его нормального
физического развития.
У старших дошкольников наблюдается незавершенность
строения стопы. Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия.
Его причиной могут стать постоянное ношение обуви без каблучка, на жесткой,
негнущейся подошве, большего, чем нужно, размера, а также излишняя масса тела,
перенесенные заболевания. Воспитателю следует быть внимательным к жалобам
отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии.
В старшем дошкольном возрасте у детей хорошо развиты
крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все
еще слабы. Для их развития воспитатель использует пальчиковую гимнастику,
занятия рукоделием, изобразительную деятельность, разнообразные графические
упражнения: штриховки, закрашивания контурных изображений, рисование узоров,
копирование орнаментов и т. п.
На шестом году жизни у детей сохраняется
импульсивность поведения, реакций. На изменении поведения и действий ребенка
неблагоприятно сказываются недомогание, эмоциональные перегрузки, утомление.
Поэтому воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбуждались,
дозировать нагрузку, избегать однообразия и монотонности детской деятельности.
Следует рационально организовать двигательный режим, в
течение дня разнообразить двигательную деятельность детей. При этом следует
учитывать новые возможности старших дошкольников в освоении движений и
повышать требования к качественному их выполнению: следить за точным соблюдением
исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз,
соответствием выполнения движений заданному темпу.
Формирование двигательных навыков идет значительно быстрее,
если упражнение повторяется многократно с незначительными перерывами.
Например, прыжки в высоту и в длину с разбега необходимо повторить 8—9 раз
подряд на первом занятии, затем постепенно уменьшить количество повторений до
3—4. Всего для этого движения достаточно 3—4 занятий.
Закрепление навыков основных движений осуществляется в
подвижных играх и эстафетах. При этом необходимо помнить, что включать
движение в игры можно только в том случае, если оно хорошо освоено детьми.
Последовательность движений и условия игр важно менять, что способствует развитию
и воспитанию у детей ловкости и сообразительности.
Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности
необходимо иметь достаточное количество пособий и игр и специальное место, где
дети могли бы упражняться в выполнении разнообразных движений. Воспитателю
важно поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях.
Один раз в квартал проводятся длительные прогулки за
пределы участка детского сада: в парк, в лес, к озеру, реке. Продолжительность
таких походов 2—2,5 часа, переход в одну сторону — в течение 30—40 минут.
Своеобразной формой показа достижений детей в различных
видах движений являются физкультурные праздники. Они проводятся не менее двух
раз в год, их продолжительность около одного часа.
Не реже одного раза в месяц в старшей и
подготовительной группах проводятся физкультурные развлечения — активная форма
отдыха детей. Увлекательные игры, аттракционы, забавы составляют основное
содержание таких досугов.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового
образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель
обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о
способах предупреждения травматизма, закаливании.
Необходимым элементом организации образа жизни детей
старшего дошкольного возраста является цикл занятий «Помощники, которые всегда
с тобой». На этих занятиях дети приобретают ценные сведения о своем организме
(органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу
за ним.
Предметно-игровая среда организуется так, чтобы каждый
ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам
(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы,
активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические
устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы — магниты,
увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр.; большой выбор природных
материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы
материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре.
Например, мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам — наборы
для рукоделия; для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются
предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики
и пр., мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения
рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки и пр. Важно
иметь большое количество так называемых «подручных» материалов (веревок,
коробочек, проволочек, колес, ленточек и пр.), которые творчески используются
детьми для решения различных игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы также различные
материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы,
слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные
игры с цифрами и буквами, ребусы, а также материалы, отражающие «школьную
тему»: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии
школьников — старших братьев или сестер детей, атрибуты для игр в школу и т. п.
Хорошо, если в группах имеются иллюстративные материалы
краеведческого характера: город, в котором мы живем, каким был наш город в
прошлом, наша река, лес, озеро. Для детей Санкт-Петербурга это изображения
исторических достопримечательностей города (Дворцовая площадь, Исаакиевский
собор, памятник Петру Первому, Летний сад), современных архитектурных
ансамблей, а также виды наиболее известных пригородов (Пушкин, Петродворец,
Павловск).
Необходимыми в оборудовании старших и подготовительных
групп являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и
познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные
издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран,
детские журналы, альбомы, проспекты и т. п. Насыщенная предметно-развивающая,
образовательная среда становится основой для организации увлекательной,
содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
|