В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно
владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим
периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением
устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями,
обобщать и делать выводы.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений
определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом
познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального
состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для
детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи
окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Характерны многочисленные упражнения детей старшего
дошкольного возраста в использовании языка. Они активно экспериментируют со
словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в
творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.
Новым приобретением ребенка становится интерес к речи
как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его
звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть
направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
Стремление детей старшего дошкольного возраста
привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь
выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может
пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить
типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные
индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может
существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и
грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного
возраста:
— Содержательность и связность речи (диалога и
монолога);
— Развитие речевого творчества, выразительности речи;
— Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
— Подготовка к обучению чтению.
Представления, умения, навыки
Развитие связной речи. Обсуждать проблемы взаимоотношений,
нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки.
Участвовать в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого
речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить
свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).
Разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения
(аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства).
Знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться
по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить
за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном).
Главной задачей развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.
Дети овладевают умениями:
— пересказывать литературные произведения самостоятельно,
правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги
действующих лиц;
— понимать и запоминать авторские средства выразительности,
использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;
— пересказывать произведение близко к тексту, по
ролям, по частям, от лица литературного героя;
— в описательных рассказах о предметах, объектах и
явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие
особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки
предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику
описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в
том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);
— сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по
игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с
требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка
действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие
событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);
— различать литературные жанры: сказка, рассказ,
загадка, пословица, стихотворение;
— в составленном повествовании отражать характерные
особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру
средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание
сказки, присказка,
троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные
предметы, герои, превращения и т.д.);
— проявлять интерес к самостоятельному сочинению,
создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе —
придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по
плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе — рассказы, сказки на
тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов,
рассказы по «кляксографии», по пословицам и т.д.);
— в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности
к творческой речевой деятельности;
— уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников,
помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и
доброжелательно, конструктивно исправлять их;
— в старшем дошкольном возрасте осваивать формы
речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование.
В подготовительной группе пытаться самостоятельно использовать эти речевые
формы на занятиях и в повседневной жизни.
Развитие словаря. Активно владеть бытовым словарем;
точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и
природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности.
Продолжать осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета
{розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т.д.), формы, размера и других
признаков объекта.
Самостоятельно пользоваться необходимыми для выявления
качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называть их
(погладил, подул, смял, взвесил на руке, понюхал и т.д.).
Ведущим содержанием словарной работы в старшей и подготовительной
группах является освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих
видовые и родовые обобщения.
Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки,
объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого
использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания.
Понимать причины объединения в одну группу предметов — посуды, мебели, одежды,
обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей,
фруктов и др.
В подготовительной группе — овладевать операцией деления
освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная,
столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт —
пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.
Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям
перейти на новый уровень понимания и использования слов — в их переносном,
иносказательном значении. Это является условием для освоения детьми средств
языковой выразительности:
— на шестом году жизни находить в текстах литературных
произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;
— в подготовительной группе знакомиться с более сложными
средствами языковой выразительности — полисемией, олицетворением, метафорой;
— использовать средства языковой выразительности при
сочинении загадок, сказок, стихов.
Обогащение словаря детей 5—6 лет связано с
возрастанием их интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к человеку с
его внутренним миром и внешним поведением. В процессе знакомства детей с трудом
людей разных профессий их словарь пополняется названиями предметов и инструментов
труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их
выполнения. Анализируя поведение и состояние литературного героя, ребенок
начинает понимать, использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики
(честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.д.), состояния
и настроения, внутренние переживания человека.
Грамматическая правильность речи. К старшему дошкольному
возрасту — пользоваться всеми основными грамматическими формами речи.
Главная задача воспитателя — упражнять детей в правильном
использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и
продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики.
Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять
их; самостоятельно использовать грамматические формы. Образовывать слова,
пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (сложные слова);
придумывать предложения с заданным количеством слов; вычленять количество и
последовательность слов в предложении.
К концу дошкольного возраста уметь самостоятельно употреблять
разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в
соответствии с содержанием своего высказывания.
Звуковая культура речи. В старшем дошкольном возрасте
акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения
правильному произношению звуков к обучению звуковому анализу слов.
Чисто и правильно произносить все звуки родного языка.
Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного речевого
общения.
Читая стихи, пересказывая литературные произведения,
пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом,
ритмом речи, логическим ударением.
Подготовка к обучению грамоте. Закреплять и совершенствовать
умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это становится
основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению).
Осуществлять звуковой анализ слова, используя
различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное
выделение звуков в слове. Учиться анализировать четырех-, пятизвуковые слова
разного состава (лиса, слон, аист, школа).
Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и
ударный гласный звук в слове.
Понимать и использовать в речи термин «предложение»,
составлять предложение из 3—4 слов, делить предложение на слова, называя их по
порядку.
Уровни освоение программы
Низкий. Ребенок затрудняется в установлении связей,
поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в
самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.
Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом
рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не
пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и
ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительна.
Допускает
ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в
определении ударения.
|