Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 29.04.2024, 09:04

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравне­нию с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знания­ми, обобщать и делать выводы.

Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их вза­имоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения, спо­собом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оце­ночное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

Характерны многочисленные упражнения детей старшего дошкольного возраста в использовании языка. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую рече­вую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.

Новым приобретением ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и зна­чение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ре­бенок не только может пользоваться речевыми интонационны­ми средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, мета­фора.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существен­ные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической пра­вильности, по способности детей к творческим речевым про­явлениям.

Главные направления в развитии речи детей старшего до­школьного возраста:

— Содержательность и связность речи (диалога и монолога);

— Развитие речевого творчества, выразительности речи;

— Развитие индивидуальных способностей к речевой дея­тельности;

— Подготовка к обучению чтению.

Представления, умения, навыки

Развитие связной речи. Обсуждать проблемы взаимоотноше­ний, нравственные стороны поступков людей, давать аргумен­тированные оценки. Участвовать в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ори­ентируясь на задачу общения). Разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументированно ис­правлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их до­стоинства). Знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном).

Главной задачей развития связной речи детей старшего до­школьного возраста является совершенствование монологической речи.

Дети овладевают умениями:

— пересказывать литературные произведения самостоятель­но, правильно передавая идею и содержание, выразительно вос­производя диалоги действующих лиц;

— понимать и запоминать авторские средства выразитель­ности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;

— пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

— в описательных рассказах о предметах, объектах и явле­ниях природы точно и правильно подбирать слова, характери­зующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, оли­цетворения);

— сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в со­ответствии с требованиями к структуре сюжетного повествова­ния: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и куль­минация (момент наивысшего напряжения), развязка (оконча­ние);

— различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

— в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойст­венными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка,

троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные пред­меты, герои, превращения и т.д.);

— проявлять интерес к самостоятельному сочинению, созда­вать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей груп­пе — придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в под­готовительной группе — рассказы, сказки на тему, предложен­ную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диа­фильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам и т.д.);

— в творческих рассказах проявлять индивидуальные спо­собности к творческой речевой деятельности;

— уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логичес­кие ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

— в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование. В подготовительной группе пытаться самостоя­тельно использовать эти речевые формы на занятиях и в по­вседневной жизни.

Развитие словаря. Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия пред­метов быта и природы, их свойства и качества, строение, мате­риал и его особенности. Продолжать осваивать слова, обозна­чающие более тонкое дифференцирование цвета {розовый, беже­вый, зеленовато-голубоватый и т.д.), формы, размера и других признаков объекта.

Самостоятельно пользоваться необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называть их (погладил, подул, смял, взвесил на руке, понюхал и т.д.).

Ведущим содержанием словарной работы в старшей и под­готовительной группах является освоение детьми осознанного ис­пользования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

Уметь сравнивать предметы, находить существенные при­знаки, объединять на их основе предметы, что помогает перей­ти от простого использования звуковой формы слова к осозна­нию его истинного содержания. Понимать причины объедине­ния в одну группу предметов — посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транс­порта, овощей, фруктов и др.

В подготовительной группе — овладевать операцией деле­ния освоенных понятий на группы на основе выявленных при­знаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и гру­зовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.

Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов — в их переносном, иносказательном значении. Это является ус­ловием для освоения детьми средств языковой выразительности:

— на шестом году жизни находить в текстах литературных произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;

— в подготовительной группе знакомиться с более сложны­ми средствами языковой выразительности — полисемией, оли­цетворением, метафорой;

— использовать средства языковой выразительности при со­чинении загадок, сказок, стихов.

Обогащение словаря детей 5—6 лет связано с возрастанием их интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к че­ловеку с его внутренним миром и внешним поведением. В процессе знакомства детей с трудом людей разных профес­сий их словарь пополняется названиями предметов и инстру­ментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых дейст­вий и качества их выполнения. Анализируя поведение и со­стояние литературного героя, ребенок начинает понимать, использовать в речи слова, обозначающие личностные характе­ристики (честность, справедливость, доброта, заботливость, вер­ность и т.д.), состояния и настроения, внутренние пережива­ния человека.

Грамматическая правильность речи. К старшему дошколь­ному возрасту — пользоваться всеми основными грамматичес­кими формами речи.

Главная задача воспитателя — упражнять детей в правиль­ном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики.

Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и ис­правлять их; самостоятельно использовать грамматические формы. Образовывать слова, пользуясь суффиксами, пристав­ками, соединением слов (сложные слова); придумывать пред­ложения с заданным количеством слов; вычленять количество и последовательность слов в предложении.

К концу дошкольного возраста уметь самостоятельно упот­реблять разные типы предложений (простые, сложносочинен­ные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием своего высказывания.

Звуковая культура речи. В старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков к обучению зву­ковому анализу слов.

Чисто и правильно произносить все звуки родного языка. Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе по­вседневного речевого общения.

Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться различными средствами интонационной вырази­тельности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Подготовка к обучению грамоте. Закреплять и совершенст­вовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению).

Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонацион­ное выделение звуков в слове. Учиться анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа).

Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3—4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.

Уровни освоение программы

Низкий. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэ­тому допускает содержательные и смысловые ошибки в пере­сказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требу­ет помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты по­вествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументиро­вании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допус­кает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопро­изношении. Речь недостаточно выразительна.

Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.
Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (29.09.2011)
Просмотров: 1905 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru