Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение
для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего
детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался
внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.), он переходит к собственно
речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими,
выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют
вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны
с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью
взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и
явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие
причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи
побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний,
суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно
воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым
слушателями.
Задача воспитателя в области развития речи детей
младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи. Эта
главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с
опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать
свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Третий год жизни
Представления, навыки, умения
Развитие связной речи. Решение основной задачи — развития
разговорной речи детей — предполагает работу воспитателя по организации
целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее оптимальным
является индивидуальное общение со взрослым. В таком общении ребенок осваивает
следующие умения:
— понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на
наглядность, а постепенно и без нее;
— реагировать на обращение, используя доступные
речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;
— относить к себе речь взрослого, обращенную к группе
людей, понимать ее содержание и реагировать в соответствии с ним;
— вступать в контакт со сверстниками и детьми других
возрастов для достижения взаимопонимания;
— задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых
фактах, просить разрешения и т. п.
Ребенок осваивает первые уроки культуры общения:
умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться,
благодарить), использование дружелюбного, спокойного тона общения.
В процессе общения у ребенка появляются первые умения
монологической речи: рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя
высказывания из двух-трех предложений.
Развитие словаря. Третий год жизни характеризуется активным
и быстрым развитием словаря, в который входят:
— названия предметов, включенных в круг действий детей
и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;
— названия действий с предметами, некоторых особенностей
предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие
особенности (теплый, чистый и т. п.);
— названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых
в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала и выгладила платье,
ножницами режут бумагу и т.п.);
— названия собственных действий (убрал игрушки, вымыл
и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т.п.).
— имена близких людей (родственников, воспитателя,
няни, музыкального руководителя).
Грамматическая правильность речи. Освоение структуры
простого предложения; использование системы окончаний существительных,
прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени;
использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности,
увеличительное (-чик, -щик, -енок, -онок, -ище).
Звуковая культура речи. Воспитание звуковой культуры
речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, с
правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием
общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.).
Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, Передавать
его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно
пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе), воспроизводить ритм
стихотворения.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с
наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении
преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители. В
речевой контакт вступает с трудом.
Средний. Ребенок легко понимает речь. Отвечает
предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты,
слова-заменители. Охотно вступает в речевые контакты с воспитателем и близкими
людьми.
Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется
простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляет. Активен
в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах.
Четвертый год жизни Представления, навыки, умения
Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует
собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом
возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных
как сенсорным, так и опосредованным способом. С помощью взрослого ребенок
устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает
все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.
Существенную роль в развитии речи детей четвертого
года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира. Чтение книг,
рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под
руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют
освоению сложных речевых форм. Дети осваивают следующие умения диалогической
речи:
— вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками
по разным поводам;
— отвечать на вопросы, обращения;
— сообщать о впечатлениях, побуждениях;
— договариваться о совместной игре;
— участвовать в общем разговоре;
— слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от
темы беседы.
Совершенствуются умения пользоваться установленными
формами вежливого общения: здороваться, благодарить, называть по имени,
извиняться, говорить доброжелательным, спокойным тоном; использовать элементы
монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах с воспитателем,
в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию
стихов, в пересказе известных текстов с помощью воспитателя.
Развитие словаря. Действуя с предметами, выявляя их
особенности, дети учатся:
— активно употреблять слова, обозначающие действия
(смять, сжать, погладить и др.), качества и свойства (мягкость, твердость,
гладкость, шероховатость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают);
у — называть некоторые материалы (глина, песок,
бумага, ткань);
— активно использовать слова, обозначающие объекты и
явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и
диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);
— активно осваивать и использовать в разговорной
практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения,
культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми
жизненными проявлениями.
Грамматическая правильность речи. На четвертом году
жизни дети осваивают структуру простого предложения, пользуясь системой
окончаний для согласования слов, учатся строить предложения, сначала
бессоюзные, затем с союзами и союзными словами; вслушиваться в звучание слов;
слышать части слова (окончание, суффикс, приставку), ориентироваться на них в
понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения
разнообразных отношений; активно осваивают систему окончаний существительных,
прилагательных и глаголов.
Звуковая культура речи. Дети овладевают
следующими умениями:
— воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым
дыханием;
— читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом
речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие;
— слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно
передавать его звучание;
— слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто
повторяющийся звук;
— слышать в отдельном слове интонационно выделяемый
воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть
его;
— с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые
слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук (а,
о, у, и, э, м, ф, в, б, п).
Уровни освоения программы
Низкий.
Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении
предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа
отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами
вежливого речевого общения.
Средний.
Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми
предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В
общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено
недостаточной развитостью речевых форм.
Высокий.
Ребенок пользуется в речевом общении простыми и
сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при
помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Слышит и интонационно
выделяет звук в слове с помощью взрослого.
|