На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные
и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны,
самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
Центральным направлением работы по развитию речи детей
четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в
речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети
приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь
постепенно становится грамматически оформленной.
Представления, умения, навыки
Развитие связной речи. Осваивать умения диалогической
и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими.
Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в
коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не
перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя)
разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса.
Знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам
с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.
Замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей,
доброжелательно исправлять их.
Осваивать умения монологической речи: составлять
короткие (5—6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из
собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить
текст по иллюстрациям. Сочинять повествовательные рассказы по игрушкам,
картинам; составлять описательные загадки и загадки со сравнением.
Пользоваться
элементарными формами объяснительной речи.
Развитие словаря. Осваивать и использовать в речи:
— названия предметов и материалов, из которых они изготовлены
(ткань, бумага, дерево, резина и др.);
— названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух),
некоторых трудовых процессов
(кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола
и др.);
— слова, обозначающие части предметов, живых организмов,
жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества,
степени качества объектов {мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т.п.),
явлений (холодно, мокро, солнечно и др.);
— слова, обозначающие некоторые родовые и видовые
обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в
основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут,
размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды,
приготовления и хранения пищи, и т.д.);
— слова и выражения, необходимые для установления отношений
с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова
приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия,
сострадания и другие.
Грамматическая правильность речи. Свободно
пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными
членами и др.). Для передачи временных, пространственных,
причинно-следственных связей употреблять сложноподчиненные предложения.
Правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании для выражения
отношений между объектами. Самостоятельно пользоваться системой окончаний
существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого
высказывания.
Звуковая культура речи. Овладевать произношением наиболее
трудных звуков — свистящих, шипящих, Л, Р; к пяти годам чисто произносить все
звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.
Говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней
силы.
Учиться эмоционально, выразительно читать стихи,
регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее
содержания.
Подготовка к обучению грамоте.
Знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и
использовать.
Знать, что слова состоят и звуков, звучат по-разному,
могут быть длинными и короткими. Учиться сравнивать слова по протяженности.
Учиться звуковому анализу слов:
— самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая
в них нужные звуки;
— различать на слух гласные и согласные звуки, твердые
и мягкие согласные;
— определять место звука в слове (первый, последний, в
середине);
— самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала
на основе наглядности, затем — по представлению).
Со второй половины года учиться анализу односложных
трехзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели».
Уровни освоения программы
Низкий. В общении ребенок малоактивен, избегает объяснений,
не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построений развернутых
предложений. В его речи отмечаются" грамматические ошибки, речь невнятна.
При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает
последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию,
фрагментарно передают особенности предметов. Различает слово и звук. Выделяет
звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные,
твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами и моделями.
Средний. Ребенок активен в разговорном общении, отвечает
на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Грамматические ошибки в речи
не часты; в звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна.
При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребенок
владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется. Допускает
ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и
мягких звуков.
Высокий.
Ребенок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные.
Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм
объяснительной речи. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами
эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы
и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные
рассказы, сочиняет загадки. Проявляет интерес к языку, самостоятельно
производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием
модели и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно
участвует в составлении предложений по «живой модели».
|