Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес
ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые
предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства,
задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский
интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Задачи воспитателя:
— Обогащать представления детей о растениях, животных,
о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в
ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием
сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления;
— Включать малышей в посильную деятельность по уходу
за живыми существами (это способствует установлению первых естественных
взаимоотношений детей с миром природы);
— Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность,
эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.
Третий год жизни
Представления
Предметы (объекты) неживой природы.
Песок, камни, земля, глина, снег, вода, солнце. Общие
представления о ярких отличительных признаках и свойствах: песок сухой (мокрый,
влажный), сыплется (лепится, формуется); камни большие (маленькие), тяжелые;
земля сухая (влажная); вода теплая (холодная), разливается, льется, в воде
предметы плавают; вода замерзает; снег белый, холодный, пушистый и т.д.,
рассыпается, лепится, тает; со снегом играют, лепят снежную бабу, снежки.
Явления живой природы.
Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении
(комнатные, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка). Конкретные кусты,
деревья, травы. Общие представления: отличительные признаки — цвет, размер стеблей,
стволов, листьев, цветков, плодов. (Например: дерево высокое; трава зеленая;
одуванчик желтый; яблоко круглое, красное и т.д.) Растения нужно поливать, им
необходима вода.
Животные.
Часто встречающиеся в ближайшем окружении, а также в
детских книжках на иллюстрациях звери (домашние и дикие), птицы, аквариумные
рыбы, насекомые (бабочки, жуки, мухи, комары и др.), лягушки. Иметь общие
представления о строении, отдельных частях тела, их характерных признаках
(размерах, форме). Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что
и как едят, какие звуки издают, где живут. Знать отдельные признаки конкретных
животных как живых организмов (рыбка живая: плавает, ест корм). Знать, что
рыбку, птичку, и др. надо кормить.
Человек.
Названия частей тела.
Части лица, их названия. Внешние отличия мальчиков и
девочек. Имена членов семьи, друзей, воспитателей.
Отдельные переживания: обида, радость, сочувствие.
Внешние проявления чувств детей («чтение» переживаний) и отклик на них.
Познавательные и речевые умения.
По показу взрослого обследовать объекты природы с
помощью зрительно-осязательно-двигательных действий. Вычленять на этой основе
признаки и свойства. Замечать, различать, узнавать объекты природы на основе
наблюдения. Находить объект по указанному признаку («Найди такой же»).
Называть объект, его части, отдельные признаки,
свойства (этот песок сухой, а этот мокрый; снежок лепится; лодочка плавает).
Узнавать и называть некоторые растения (дерево,
кустик, травка, цветок), их некоторые признаки: цвет, размер, форму, вкус,
запах. Узнавать и называть животных и их детенышей, показывать части их тела,
выделять и называть отдельные признаки (цвет, размер, издаваемые ими звуки).
Накапливать факты, в которых проявляются локальные
связи: снежок растаял на ладошке, вода в луже замерзла, зимой надели шубку,
теплую шапку и т. д.
Практические умения и отношение. Выполнять совместно с
воспитателем посильные действия по уходу за растениями и животными:
поддерживать лейку и наклонять ее при поливе растений, насыпать корм, наливать
воду для птички.
Проявлять желание помочь в уходе за животными и растениями:
полить, покормить (задача взрослого — стимулировать это желание). Сажать
крупные семена и луковицы растений. Расчищать от снега и листьев дорожки.
Подкармливать птиц зимой.
Переживать радость, любопытство, удивление,
удовольствие при встрече с растениями и животными. По примеру взрослого
проявлять сочувствие, огорчение, сопереживание при неосторожном обращении с
объектами природы, допущенном кем-либо.
|