Низкий. По предложению воспитателя ребенок показывает
отдельные объекты природы, но называет лишь некоторые. Конкретные признаки не
выделяет. Отношение к объектам природы неустойчивое.
Средний. В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает
объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки,
свойства. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов, удивление,
радость.
Высокий. В ответ на просьбу ребенок показывает и
называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Совместно со
взрослым выполняет отдельные обследовательские действия; некоторые из них,
освоенные ранее, использует самостоятельно. Охотно принимает участие в уходе и
наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляет интерес и радость
при встрече с привлекательными объектами. Под влиянием взрослого проявляет
сочувствие, сопереживание.
Представления
Растения.
Названия некоторых деревьев, кустов, травянистых
растений ближайшего природного окружения, уголка природы, их отличительные
признаки: окраска, размер и форма листьев, цветков, стебля. Опознавательные
характерные признаки конкретных деревьев (стебель/ствол один, высокий, толстый);
отдельных кустов (несколько стеблей/стволов, они тоньше, чем стволы деревьев);
конкретных трав.
Общие существенные признаки растений. Растения прикреплены
к земле, имеют корень, листья, цветок, плод. Конкретное растение (например,
бальзамин) живое: оно растет, цветет, протягивает листья к свету, питается,
если у него есть корень. Каждому растению, чтобы выжить, нужны все части:
корень, стебель, листья.
Потребности растения, состояние растения. Растение
живет, если ему достаточно места, влаги, тепла. Признаки хорошего состояния
растений: зеленые сочные листья, упругий стебель, растение растет. Характерные
признаки неудовлетворительного состояния растений: листья желтеют, опадают,
вянут, не растут.
Уход за комнатными растениями.
За комнатными растениями человек ухаживает для того,
чтобы они чувствовали себя хорошо, украшали его дом. Структура конкретного трудового
процесса (цель: удовлетворение потребностей растения во влаге; предмет:
растение с признаками неудовлетворенных потребностей — с пыльными листьями, сухой
твердой землей; средства труда: инструменты, материалы; трудовые операции и
их последовательность; результат: растение в хорошем состоянии).
Сезонное состояние растений.
Особенности состояния конкретных растений в разные
сезоны (осенью созревают плоды, листья желтеют и опадают, растения не растут;
зимой деревья, кусты, травянистые растения замирают, не растут). Весной много
молодой нежной зелени на деревьях, кустах, первоцветы; летом растения хорошо
растут, цветут, плодоносят.
Рост и развитие растений. Растение живое, ему нужны
вода, тепло. Растения растут.
Местообитание растений, способ существования. Растения
растут в разных местах — в комнате, в лесу, на лугу, в парке, на грядке и на
клумбе, в аквариуме. Каждое растение корешками прикреплено к земле, не
передвигается. Типичные представители некоторых экосистем: леса (ель, береза,
рябина, малина, ландыш), луга (клевер, колокольчик, лютик), огорода (морковь,
репа, огурец, помидор, редис), клумбы (тюльпан, нарцисс, астра, ромашка),
комнаты (фикус, бегония, герань, бальзамин), водоема (названия растений).
Дикие и домашние животные.
Названия некоторых животных: зверей, птиц, рыб,
насекомых, земноводных ближайшего окружения, характерные видовые признаки
представителей разных групп животных и каждого конкретного животного: особенности
внешнего строения (количество конечностей, цвет, особенности головы и органов
чувств), относительный размер животного; конкретное местообитание; животное
живое, оно двигается, ест; у животных есть рот, он бывает разный (клюв, пасть с
зубами); животное дышит воздухом, видит и слышит (есть глаза, орган слуха);
назначение некоторых жизненно важных органов: знать, что животному нужны все
органы.
Потребности животных — зверей, птиц, рыб, насекомых.
Каждому животному для жизни необходимы место (жилище, убежище), свет и тепло,
влага, пища.
Труд взрослого по уходу за домашними животными уголка
природы. Воспитатель ухаживает за животными; уход направлен на удовлетворение
потребностей животного (делает так, чтобы ему было хорошо).
Изменение среды обитания животных по сезонам. Осенью
воздух становится холоднее, часты дожди, от дождей бывают лужи, солнце греет
мало. Зимой холодно, вода и земля замерзают; снег покрывает землю; сильные
ветры, сугробы. Весной и летом воздух становится теплым, солнце светит ярко,
бывают грозы (гром, молния), дожди; земля и вода теплые.
Приспособление животных к среде обитания. Рыбы живут в
воде, птицы летают в воздухе и ходят по земле, некоторые плавают в воде; звери
живут на земле; некоторые животные — на земле, в воде, в воздухе.
Особенности жизнедеятельности животных по сезонам
(приспособление к условиям). Знать об особенностях состояния конкретных
животных в разные сезоны, изменении внешнего вида и поведения, образа жизни
(птицы собираются в стаи, Улетают). Появление (рождение) детенышей у животных,
птенцов у птиц весной.
Рост и развитие животных. Животные живые, рождаются у
других животных: от кошки — котенок, от курицы — цыпленок и т.д. Знать названия
детенышей, особенности внешнего Вида, яркие проявления поведения. За детенышем
домашнего Животного (котенком, цыпленком, теленком) ухаживает человек.
Например, котенка кормят, с ним играют, разговаривают, Ласкают — заботятся о
нем.
Животные различных мест обитания. Знать отдельных животных,
живущих в лесу, на лугу, в пруду, в аквариуме.
Человек. Характерные признаки, отличия по полу и
возрасту. Знать членов своей семьи и ближайших родственников. Понимать
эмоциональное состояние близких людей и проявлять отзывчивость: помочь,
посочувствовать, проявить сострадание.
Знать потребности взрослых и детей в пище, питье,
тепле, в жилище и способы их удовлетворения.
Знать особенности жизнедеятельности детей и взрослых
по сезонам: изменения в одежде, сезонные игры, подкормка птиц зимой и др.
Знать особенности внешнего вида и поведения детей,
взрослых, пожилых людей. Уметь проявить доброжелательность, оказать посильную
помощь по побуждению взрослых или по собственной инициативе.
Познавательные и речевые умения. Различать, узнавать,
называть конкретные растения, животных. Уметь принимать цель наблюдения,
представленную взрослым в игровой форме. Пользоваться сенсорными эталонами и
обследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений.
Находить общие признаки и признаки отличия у конкретных растений и животных.
Уметь отвечать на вопрос: «Как узнал?»
Отношение к природе.
Эмоционально откликаться, переживать радость,
удивление, восхищение от общения с растениями, животными и их детенышами, от
пребывания в природной среде; быть доброжелательным в общении с животными, стремиться
не принести вреда живому, не нарушить целостности экосистемы. Проявлять
сочувствие, сопереживание друг другу, взрослым, больным, поврежденным живым
существам.
Проявлять интерес к труду взрослых по уходу за животными,
растениями.
Установление связей. Продолжать накапливать опыт
установления частных связей при наблюдении за конкретными фактами, явлениями
природы: вода замерзает и превращается в лед на улице в мороз, в холодильнике,
на реке, в луже и т. д.; лед и снег тают в руке, в помещении, весной на
участке; летом жарко — дети легко одеты, могут купаться, играть с песком,
водой.
У людей, животных есть глаза. Они помогают видеть все,
что их окружает. Ноги помогают ходить, прыгать, бегать и т. п.
Практические умения.
С помощью воспитателя поливать растения, обтирать
пыльные листья, кормить аквариумных рыб, птиц и других животных кормом,
приготовленным взрослыми. Сажать луковицы и крупные семена. Вместе со взрослыми
и старшими детьми убирать участок — очищать его от снега и листьев. Собирать
овощи и фрукты в саду и на огороде. Подкармливать птиц зимой.
Проявлять стремление к самостоятельности и радость от
положительных результатов труда.
Уровни освоения программы
Низкий.
В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает и
называет объекты природы, наиболее яркие их признаки. Под руководством
взрослого выполняет некоторые обследовательские действия. Эпизодически
принимает участие в уходе за растениями и животными. Эмоциональные реакции в
общении с природой слабо выражены.
Средний.
Ребенок самостоятельно и по просьбе взрослого различает
и называет несколько объектов природы, выделяет их признаки, свойства
непосредственно в деятельности. Под руководством взрослого обследует объекты,
сравнивает их по отдельным отличительным признакам. Проявляет живой интерес к
ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого выражает
сочувствие, сопереживание, восхищение. Эпизодически проявляет любознательность
в непосредственном общении с природой.
Высокий.
Ребенок различает и называет конкретные виды деревьев,
кустарников, травянистых растений, животных разных групп. Определяет основное
строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки живого,
движение, питание, состояние по сезонам. Устанавливает отдельные частные связи
с помощью взрослого. Активно участвует в уходе за растениями и животными,
включаясь в деятельность взрослых. Любопытен, эмоционален в общении с природой,
проявляет бережное отношение к объектам природы.
|