В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных
впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их
художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой,
живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка
целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к
организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать
свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками,
движениями, словом.
Постепенно ребенок приобщается к «общественной технике
чувств» (Л.С. Выготский), понимая, что музыка позволяет любому человеку
общаться и быть понятым. Музыкальная культура ребенка позволяет рассматривать
музыку как способ саморегуляции поведения, что открывает возможности в
применении элементов музыкотерапии в работе с детьми. Эмоции, переживаемые при
восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни», вызывают
эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника.
Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего
дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд,
сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов
старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт,
музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает
музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций.
Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный
в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети
переносят в исполнительскую деятельность. В старшем дошкольном возрасте важно
показать ребенку способы пользования освоенными ранее средствами (голосом,
движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа.
Культура слушательского восприятия позволяет ребенку
стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов,
музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация
работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное
развитие дошкольника.
|