Представления
Дети. Дети разного возраста и пола (малыши, дошкольники,
школьники), некоторые характерные особенности их внешности, одежды, любимые
занятия (школьники учатся, занимаются спортом, техническим моделированием, у
них есть школьные принадлежности; дошкольники любят рисовать, играть, учатся
читать, считать, готовятся к школе).
Понимание того, что самые маленькие дети, младшие братья,
сестры нуждаются в заботе и внимании старших детей. Знание того, в чем
конкретно может проявляться внимание и забота старших детей о малышах (в
помощи, в обучении, в положительных примерах старших детей, в желании развлечь
малышей, защитить, доставить им радость).
В подготовительной группе: некоторые представления о
жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов.
Понимание того, что везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают
малышей, оберегают все живое, защищают слабых. Шестилетки — самые старшие среди
детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о
малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.
Эмоциональные состояния. Понимание эмоциональных состояний
сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи
(радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). Знание
некоторых особенностей характера и поведения детей в группе. Понимание
необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить
обиженного, разделить радость, выразить восхищение). Понимание того, что
нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать
прозвища; недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку,
несправедливость по отношению к слабому.
Культура поведения. Представления о правилах
культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательным, чутким,
проявлять отзывчивость, помогать тому,, кому трудно, уметь научить другого
тому, что умеешь „сам; играть дружно, быть справедливым. Понимание того, почему
нужно выполнять правила; их гуманистический смысл. Знание конкретных способов
и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка;
очередность, общая договоренность). Представления о возможных негативных
последствиях для других детей своих неосторожных действий (толкнул, напугал,
бросил камнем, песком). Понимание, что дружеское отношение сверстников зависит
от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым,
интересным собеседником и партнером в игре. Понимание того, что чем больше дети
знают и умеют, тем интереснее и веселее их жизнь в детском саду.
В подготовительной группе: представления о правилах поведения
детей в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре), а также о
некоторых правилах и знаках дорожного движения, о способах обращения к
незнакомым людям, к продавцу и пр. Представления о школе, школьниках, учителе; стремление
к школьному обучению, к освоению чтения, письма, к новым знаниям. Знание
стихов о школе, школьниках.
Познавательные умения. Проявлять интерес к событиям
жизни детей разного возраста. Уметь на картинках и в быту различать и называть
детей разных возрастов, полов, национальностей. Уметь подбирать картинки по
возрастному принципу: младенец, малыш, дошкольник, школьник. Уметь ё игровом
задании подобрать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от
их пола, возраста (одежда, обувь, игрушки, инструменты для мальчиков и
девочек). Уметь по набору предметов сделать умозаключение о том, детям какого
возраста и пола они нужны: мальчикам, девочкам, малышам и т.п. Сравнивать
особенности внешнего вида, одежды, обуви
разных детей, искать черты сходства и различия
(мальчики и девочки). Узнавать, о ком в группе идет речь, по рассказу-описанию.
Задавать вопросы о жизни детей в других странах, об их
занятиях, играх, любимых сказках, стихах, песнях. Сравнивать игры, сказки детей
разных стран, находить черты сходства и различия (образы, сюжеты, действия).
Проявлять интерес к эмоциональному состоянию и настроению
сверстников. Уметь «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам,
интонации голоса в жизни, на картинках, в скульптурном изображении. Находить
общие черты в настроении детей и музыки, природы, картины (радость, печаль,
восторг, задумчивость). Уметь высказать свое мнение о причинах того или иного
эмоционального состояния сверстника (почему оно возникло, как его поддержать
или изменить).
Проявлять интерес к правилам поведения, выражать свое
отношение к поступкам сверстников или героев литературных произведений.
С помощью воспитателя найти определение для оценки поступка,
черт характера героя (смелый, решительный, честный). Уметь оценить поведение
сверстника через сравнение его поступка с поступками и чертами личности
литературных героев (Буратино, Карабас-Барабас, Чиполлино). Уметь высказываться
о чувствах сверстников или героев литературных произведений, мультфильмов в той
или иной ситуации (он испугался, растерялся, удивился).
Практические умения, поведение, общение. Выражать по
отношению к малышам и сверстникам внимание, доброжелательность, готовность к
взаимопомощи, сотрудничеству.
Замечать состояние сверстников (грустит, обижен,
скучает и пр.), проявлять участие, сочувствие. Уметь пожалеть, выразить
сочувствие, защитить. Уметь сдержать свои негативные побуждения, избежать
конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к
воспитателю.
С помощью воспитателя и самостоятельно объединяться в
небольшой группе для деятельности (в игре, в труде), определять общий замысел,
распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников,
оценивать результат и характер взаимоотношений в общей деятельности («Мы
дружно играли»). Выражать интерес к обсуждению и планированию общих дел и
событий в группе: высказывать свое мнение, вносить предложения (как украсить
группу к празднику, как лучше разместить игрушки).
Уметь соблюдать установленный порядок поведения в группе,
регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других
детей.
Проявлять элементарную ответственность: выполнять порученное
дело до конца, старательно, аккуратно. Если совершил оплошность: насорил,
разлил воду — убери за собой; нечаянно толкнул товарища — извинись.
Ориентироваться в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на
самоконтроль на основе известных правил.
В общем деле проявлять настойчивость, не пытаться переложить
свою работу на других детей.
Выражать готовность научить других детей тому, что
умеешь сам (делать поделки из бумаги, играть в настольные игры). Выражать
дружеское расположение, заботливое отношение к маленьким детям: опекать их,
играть с ними, помогать, показывать игрушки, книжки, участвовать в шефстве над
младшими группами. Уметь вовлечь малышей в подвижные и хороводные игры:
«Каравай», «Круг-кружочек», «Колпачок»; показать малышам простые сюжеты
кукольного театра, театра марионеток, пальчикового и теневого театра.
Отвечать на вопросы о взаимоотношениях детей в группе,
о добрых поступках, о том, как дружат между собой в группе девочки и мальчики.
Обсуждать с воспитателем и детьми поступки
литературных героев, высказывать свое мнение о них.
Уметь с позиции представлений о хорошем разрешать коллизии
типа: «Как бы ты поступил?», «Кто прав и кто не прав?».
Знать игры, считалки, сказки, истории, с которыми
можно познакомить других детей. Владеть приемами справедливого распределения:
по очереди, по жребию, с помощью считалок. Пользоваться способами мирного
разрешения конфликтов. Уметь миролюбиво выразить свои желания и чувства,
обратиться с просьбой, разделить эмоции сверстника, использовать мирные
способы разрешения ссор, сдерживать негативные, агрессивные порывы.
С
воспитателем обсуждать то, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно
выразить всем детям на земле свои дружеские чувства, как можно помочь
голодающим или бедным детям (собрать посылку, передать свои игрушки, сделать игрушки-самоделки).
Выражать свое положительное отношение к миру, к дружбе, доброе отношение ко
всему живому через гуманные действия, рисунки, поделки, участие в миролюбивых
акциях «Дружат дети всей земли», «Мы любим мир», «Руки друзей», «Сохраним все
живое на земле».
|