Представления и познавательные умения
Дети. Различать, узнавать, называть детей на картинках
и в жизни. Показывать и называть их действия, узнавать и называть детей в
группе по именам.
Эмоциональные состояния. Проявлять интерес к выражению
лиц детей; называть части лица. Вместе с воспитателем рассматривать картинки,
изображающие ярко выраженные эмоциональные состояния детей. Называть ярко
выраженное эмоциональное состояние сверстника (смеется, радуется, плачет).
Отношения. Рассматривать вместе с воспитателем
картинки, изображающие положительные действия и поступки детей по отношению
друг к другу (играют вместе, собирают ягоды, помогают нести большую коробку) и
добрые дела детей (кормят животных, гладят кошку, купают куклу).
По предложению воспитателя обращать внимание на хорошие
действия и поступки детей в группе (Оля и Яна дружно играют с мячом. Саша
помогает Вике надеть шубку). Проявлять интерес к общим действиям со
сверстниками, к игровым действиям других детей. Спрашивать воспитателя или
других детей об их действиях, именах.
Практические умения, поведение, общение. По показу или
побуждению воспитателя проявлять доброжелательность по отношению к сверстникам
(поделиться игрушкой, угостить).
Проявлять интерес к общению с детьми, называть
знакомых детей по именам; по показу воспитателя включаться в игры с общей
игрушкой. Охотно участвовать в играх-хороводах («Кто у нас хороший»,
«Каравай»), в играх-имитациях («Веселые зайчата», «Кружатся снежинки»,
«Солнышко»). Уметь откликаться на. общее эмоциональное состояние: радоваться
совместным действиям, играм, танцам, музыке.
По примеру воспитателя проявлять сочувствие к
сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить сладости). В общении, по показу
и напоминанию взрослых, ласково обратиться по имени (Олечка, Леночка).
Проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к
игрушкам, животным («не обижать» кукол, не пугать животных).
Участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей
целью и общим результатом деятельности (собрать осенние листья в общий букет,
насыпать из песка большую «гору», слепить колобки для угощения кукол, приклеить
свой цветок на общую «полянку» и пр.).
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения
Дети. Знать особенности внешнего вида детей (лицо, прическа,
одежда, обувь), различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка).
Знать имена мальчиков и девочек.
Эмоциональные состояния. Рассматривать картинки,
изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать
вывод об испытываемом детьми состоянии (радуются, смеются, испугались, плачут).
Уметь отобрать картинки с изображением одинаковых эмоциональных состояний
(«Здесь все смеются»).
Понимать связь между соответствующим эмоциональным
состоянием и действиями детей. Понимать, что, если кто-то плачет, огорчен, надо
подойти и успокоить его.
Различать веселую и грустную музыку, веселое и
грустное настроение детей и животных («Дети играют с котятами — всем весело»).
Отношения. Знать, что в детском саду дети обращаются
друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к
другу, делятся игрушками. Понимать, какие поступки по отношению к сверстникам
вызывают одобрение взрослых. (Хорошо, когда ребенок угощает другого, утешает,
если тот обижен.) Представлять отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые
взрослыми по отношению к детям. (Нельзя обижать, причинять боль другим.)
Рассматривая картинки, попытаться по просьбе воспитателя
представить себе и воспроизвести, как дети ласково обращаются друг к другу,
какие слова говорят. Отбирать картинки, изображающие добрые поступки детей,
выражать к ним свое отношение («Они мне нравятся. Это хорошие дети»).
Практические умения, поведение, общение. Самостоятельно
называть сверстников по именам, обращаться к ним приветливо.
По примеру и побуждению воспитателя проявлять доброе
отношение к сверстникам: готовность к совместным действиям, Умение спокойно
играть рядом и в маленькой подгруппе, объединенной общим сюжетом игры.
Следуя побуждению и примеру воспитателя, замечать
Эмоциональное состояние сверстника, проявлять сочувствие, оказывать
элементарную помощь (пожалеть, утешить, угостить, пригласить в общую игру).
Вместе со сверстниками принимать участие в разрешении
проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания, создаваемых
воспитателем («Наш зайчик поранил лапку»; «У Мишутки разболелось горлышко»;
«Найдем друга котенку Пуху»; «Построим ежику Колючке теплый домик»; «Накормим
голодных обезьянок»; «Успокоим и обогреем зайку и поможем ему найти маму»). В
ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предложения, помогать «попавшим
в беду» игрушкам.
Охотно откликаться на предложение участвовать в общем
деле: в хороводных, подвижных и имитационных играх, в собирании общих
«сокровищ» (картинок, камешков, ракушек), в уборке игрушек, в подготовке к
празднику. Испытывать удовольствие от участия в добрых делах (поздравить
сверстника с днем рождения, обменяться «сокровищами», встретить вместе со всеми
ребенка после болезни, собрать цветы и одарить ими девочек в группе, всем
показать свою новую заводную игрушку и т. п.).
|