Представления
Взрослые. Общий ход возрастного развития человека:
младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Проявления
возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей (черты
лица, одежда, прическа, обувь). Многообразие социальных ролей, выполняемых
взрослыми: женщина дома — любящая мать, на работе — умелая труженица (врач,
учительница, портниха), в свободное от работы время, возможно, — спортсменка,
туристка, вышивальщица.
В подготовительной группе: элементарные представления
о многообразии народов мира (представители белой, черной, желтой рас);
некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия.
Понимание (из рассказов воспитателя, детской литературы, видеоматериалов), что
все люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну
богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Знание некоторых
мелодий, песен, сказок народов мира.
Эмоциональные состояния. Понимание, что взрослые люди
испытывают разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в
особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: радость, симпатия,
усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение. Понимание того, что поведение
по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического
состояния (если взрослый устал — предложить помощь, проявить заботу; если
взрослый огорчен проступком ребенка — попросить прощения, не повторять
неправильные действия). Понимание связи между поведением детей и соответствующими
чувствами взрослых («Маму обрадовало то, что я...»; «Папа рассердился, потому
что я...»).
Семья. Представления о семье, семейных и родственных
отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по
телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к
другу. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов
семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и т.
д.).
Культура поведения. Знание правил поведения, понимание
того, что они выполняются не только по отношению к близким, к воспитателю, но
и по отношению к незнакомым людям. Конкретные способы проявления детьми
заботливого, вежливого отношения к старшим: в ситуациях общения, в уходе за
больным или старым человеком, в ситуации поздравления. Понимать, что
заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к
старшим, что недопустимо проявление грубости, черствости к своим близким, к
воспитателю, к другим людям.
Знание стихов, пословиц, поговорок, в которых отражены
забота и любовь детей к близким, труд людей, семья, добрые или героические
поступки старших.
Понимание того, что трудом взрослых людей создано богатство
окружающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование,
благодаря усилиям людей осуществляется охрана природы. Народ хранит память о
выдающихся людях: писателях, ученых, художниках и т. п.
Познавательные умения. Уметь различать людей разного
возраста на картинке, фото, в скульптуре. Обобщать разные изображения людей
по возрастному или половому признаку, по профессии («Здесь сфотографированы
врачи. Это — пожилые, а это — молодые люди»). Уметь с помощью набора картинок
воссоздать последовательность возрастного развития человека.
Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему
людей на земле, жизни народов мира. Рассматривать картинки, рассуждать,
воображать себя в разных социальных ролях (путешественник, космонавт, вождь
племени). Мечтать о добрых делах для всех народов (избавить людей от болезней,
войн, голода). Проявлять интерес к народной культуре — устному народному
творчеству, народной музыке, народным танцам.
Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать
и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам. Под
руководством воспитателя выделять характерные для того или иного
эмоционального или физического состояния взрослого позы, жесты, мимику на
картинке, в скульптуре, в жизни. Рассматривать картины, в которых отражена
материнская любовь к детям.
Уметь сравнивать и устанавливать созвучность
настроения человека и музыки, природы: печаль человека и печаль поздней осени;
пробуждение природы, радость человека и веселая музыка. Понимать некоторые
образные средства, которые используются в изобразительном творчестве или в
музыке для передачи настроения человека (цвет, композиция, интонация, темп).
Проявлять интерес к живописным полотнам известных художников (И. Левитан, В.
Васнецов и др.).
Осознавать связь между настроением взрослых и
поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик помогает маме
— это ее радует; девочка отказалась выполнить просьбу бабушки — бабушка
огорчена). Вместе с воспитателем анализировать разные ситуации общения и
взаимодействия детей со взрослыми (в жизни, на картинке, в книгах), выделять мотивы
поведения детей, положительные или негативные действия, выражать отношение к
поступкам с позиции известных правил.
Практические умения, поведение, общение. Уметь с помощью
взрослых в новой обстановке или самостоятельно в привычных условиях выбрать
правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста. Проявлять
уважение к старшим: предложить свою помощь, пропустить в дверях, предложить
сесть, поднять оброненный предмет. Проявлять чуткость к эмоциональному и
физическому состоянию старших (мама отдыхает — нельзя шуметь; бабушке тяжело
нести сумку — надо помочь; у бабушки болят ноги — надо идти медленнее). Уметь
выразить в семье внимание к больному: подать лекарство, градусник, принести
воды.
Старательно выполнять поручения взрослых, вступать в
сотрудничество, не прерывать общей работы, пока она не закончена или взрослый
не разрешил ребенку уйти. Проявляя стремление к самостоятельным действиям,
пытаться преодолевать трудности и не спешить сразу же обращаться за помощью к
старшим. Чутко относиться к оценкам своих поступков со стороны взрослого,
отказываться от повторения негативных действий, получивших неодобрение.
Выражать уважение к воспитателю, быть внимательным к
его словам и поручениям, настойчивым в доведении порученного дела до конца.
В общении быть вежливым, называть взрослого по имени и
отчеству, вежливо обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой. В
разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не прерывать разговора,
если он не закончен, не перебивать старших. Самостоятельно здороваться,
прощаться, благодарить.
Правильно понимать слова, выражающие моральную оценку
качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый,
правдивый, смелый), с помощью конкретных примеров раскрывать их смысл.
Использовать примеры из детской художественной литературы. Связывать моральную
оценку с личностью литературного героя: смелый, как Иван-царевич, злой, как
Змей Горыныч. Использовать в речи слова, обозначающие возрастную
характеристику человека (молодой, пожилой, старый, старше, моложе). Отражать в
речи последовательность возрастного развития (младенец, малыш, ребенок,
школьник, молодой человек, взрослый, пожилой, старый, старик). Понимать
выражения и вопросы типа: «Кто старше?», «Кто моложе?», «Кто самый пожилой?»
Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество.
(Девочку зовут Оля; а как будут ее называть, когда она станет взрослой? У Вовы
папу зовут Алексей; как будут называть Вову, когда он станет взрослым?) Знать
свое полное имя и отчество, а также имена и отчества родителей, близких. Уметь
использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля»,
«мамочка». Уметь интересоваться состоянием здоровья, самочувствием, делами
близких. (Как чувствует себя бабушка? Поправился ли дедушка?)
Выражать стремление поговорить с близкими по телефону,
послать письмо, вложить в письмо свой рисунок, сделать своими руками подарки
членам семьи. Рассказывать старшим о своих делах, любимых книгах.
Отражать в рисунках, играх, рассказах интерес к жизни
разных народов, к событиям истории. Участвовать в народных играх, национальных
народных праздниках в детском саду. Знать народные сказки, игры, народные
мелодии. Участвовать в проводимых в детском саду акциях на темы: «Мы любим нашу
землю», «Все дети мира — друзья»; рисовать рисунки, делать коллективные панно,
коллажи, участвовать в театрализации и пр.
|