Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста
происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок
эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет
художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий
потенциал.
Обобщенными целями музыкального развития и образования
детей, стоящими перед педагогами в каждой возрастной группе, являются:
Владеет основными изобразительными и техническими навыками
всех видов детской изобразительной деятельности. В рисунках передает некоторое
сходство с реальным объектам, обогащая образ выразительными деталями, цветом,
расположением. Умеет создавать яркий, нарядный узор при помощи ритма и чередования
декоративных элементов в рисунке и аппликации. Самостоятельно конструирует, с
удовольствием лепит. Проявляет творчество, может самостоятельно выбрать тему
изображения, дополнить заданную, самостоятельно получить результат.
— развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление
у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
— развитие у ребенка позиции активного участника,
исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце,
музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства,
настроения и переживания.
В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит
две части:
— Музыкальное восприятие — слушание — интерпретация;
— Музыкальное исполнительство — импровизация — творчество.
В возрасте 3—4 лет чувственным путем ребенок познает
окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются
звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для
активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления
первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с
музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении,
выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать
в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.
Естественное для младшего дошкольника желание организовать
собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках
зарифмовать слова, в ритмичном про-говаривании-пропевании фраз, в двигательных
импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию метроритмического
чувства малышей.
Задачи, содержание и организация музыкального
восприятия — слушания — интерпретации:
Основные задачи воспитателя:
— Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной
отзывчивости на музыку;
— Организация детского экспериментирования с немузыкальными
(шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств
музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
— Активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.
В силу сложности восприятия произведений музыкального
искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в
доступные и привлекательные для них виды деятельности (рассказывание сказок с
музыкальным вступлением; двигательные образные импровизации под музыку;
сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных
инструментах и т. д.).
Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет
младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером
музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы —
потому, что музыка медленная; медведь идет — потому, что музыка низкая, и т.
д.). Ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко — низко);
простой характер музыки (веселая — грустная); двига-тельно интерпретирует
метроритм (плясовая — марш).
Задачи, содержание и организация музыкального
исполнительства — импровизации — творчества
Основные задачи воспитателя:
— Развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности
— музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах;
— Развитие координированности движений и мелкой моторики
при обучении приемам игры на инструментах;
— Формирование вокальных певческих умений в процессе
подпевания взрослому;
— Стимулирование умений импровизировать и сочинять
простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Возможности эмоционального развития позволяют детям в
этом возрасте различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и
импровизировать простейшие музыкальные образы. Педагог акцентирует внимание
детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового
персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца,
музицирования.
В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей
певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к
естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения
артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения,
приемы звукоподражания, пение взрослого а cappella.
Основным видом детского певческого исполнительства становится
игра. Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос —
ответ», с преодолением регистрового порога, с учетом анатомо-психологических
особенностей строения детского голосового аппарата. При этом учитывается амплитуда
диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных
интонаций. В сотворчестве взрослого и ребенка рождаются звуковые образные
импровизации, созданные на основе одного из самых любимых жанров народного
творчества — сказки.
Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку
прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер
музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических
движениях ребенок 3—4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты,
цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.
Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает
накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребенок
создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем
метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и
настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы. Основы
метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм
народного поэтического творчества игрой на простейших народных инструментах.
Уровни освоения программы
Низкий. У ребенка неустойчивый и ситуативный интерес и
желание участвовать в музыкальной деятельности. Эмоциональный отклик на музыку
незначительный. Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка
музыки. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает
выполнять предыдущие движения. Не соотносит тембр музыкального инструмента с
его названием, интерес и желание играть на инструментах ситуативны.
Интонирование заменяет проговариванием слова на одном звуке.
|