Эмоционально-положительное, содержательное общение с
окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка.
Задачи воспитателя:
— Развивать доброжелательное отношение детей к близким
людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к
сверстникам;
— Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние
близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь —
пожалеть, утешить, сказать ласковое слово;
— Помогать детям осваивать разные способы взаимодействия
со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой
деятельности;
— Постепенно приучать детей к выполнению элементарных
правил культуры поведения;
— Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния
в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих
делах, играх, занятиях, совместных праздниках;
— Обогащать представления детей о людях (взрослых и
сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко
выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и
родственных отношениях.
Представления и познавательные умения
Взрослые люди.
Проявлять интерес к взрослым, их действиям. Различать
и называть взрослых людей в жизни и на картинках. Показывать, называть
основные части тела, лица человека, его действия. Различать и называть
отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят,
одевают, ласкают).
Эмоциональные состояния. Вместе с воспитателем рассматривать
картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеется,
плачет). Различать по выражению лица контрастные эмоциональные состояния (смех,
слезы). Повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее
эмоциональное состояние («Дядя смеется», «Мама смеется»), и показывать это
состояние на картинках. Различать эмоциональные состояния, которые воспитатель
подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса, щс.' «л?.ум
Семья. Вместе с воспитателем рассматривать картинки,
изображающие семью — детей и родителей. Показывать, где мама, папа, дети.
Показывать и называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей
о детях (мама завязывает красивый бант, папа дарит машинку и пр.).
С помощью воспитателя выделять на картинках и в жизни
Факты доброго отношения детей к взрослым (ребенок подает Дедушке тапочки,
обнимает маму).
Практические умения, поведение, общение.
По побуждению и показу старших проявлять
доброжелательность к близким: выполнять отдельные просьбы, повторять показанные
действия, участвовать в совместной игре. По инициативе взрослого вступать в
общение: отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут?»), о членах семьи («Где
мама?», «Как зовут папу?»), о любимых игрушках.
Участвовать вместе со взрослыми в добрых делах (покормить
животных, вручить подарок). По показу и побуждению взрослого проявлять
отзывчивость на состояние взрослых (пожалеть, обнять, приласкать).
По примеру и напоминанию воспитателя пользоваться ласковыми
словами — обращениями к близким («бабуля», «мамочка» и т. п.), говорить
«спасибо». Радоваться одобрению старших.
Четвертый год
жизни
Представления и познавательные умения
Взрослые люди. Узнавать и называть взрослых в жизни и
на картинках. Выделять особенности внешности,. прически, одежды, обуви
взрослых людей; понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама,
тетя, дядя, дедушка, бабушка). Сравнивая картинки, изображающие взрослых людей,
отделять картинки с изображением мужчин от картинок с изображением женщин
(«Здесь тетя и здесь тетя. Здесь бабушки, а здесь дедушки»).
С помощью воспитателя! на картинках, в сказках, в
жизни выделять действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота о других
— о детях, о животных. Выделять отдельные поступки, в которых проявляется
Доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю.
Эмоциональные состояния. Вместе с воспитателем рассматривать
картинки, изображающие ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость,
веселье, слезы, гнев), соответствующую мимику, жесты; связывать эмоциональное
состояние с определенными действиями и словами взрослого. Раскладывать
картинки по общему эмоциональному состоянию героев («Здесь мама смеется,
бабушка смеется. Здесь дедушка не смеется»).
Семья. Рассматривать картинки с изображением семьи, называть
членов семьи, их действия. Выделять общее радостное настроение членов семьи,
его причину (все смеются, в семье праздник, все встречают Деда Мороза). Из
бумажных фигурок или игрушек составлять семью («Это папа, мама, дети»).
Устраивать комнату для семьи: ставить мебель, посуду.
Отвечать на вопросы о своей семье, о том, как в семье помогают друг другу.
Понимать, что у других детей тоже есть своя семья,
родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.
Практические умения, поведение, общение. Проявлять привязанность
к близким, уметь по примеру взрослого или самостоятельно выразить
доброжелательность: выполнить просьбу взрослого, повторить действия, одобряемые
взрослым, прочесть стишок, спеть песенку. В ответ на просьбу взрослого
стараться сдержать негативные побуждения: не кричать громко, не хныкать.
По примеру воспитателя стараться называть старших на
«вы», воспитателя — по имени и отчеству. Не отворачиваться от взрослого, если
он заговорил; отвечать на вопросы о родителях, о любимых игрушках, об
отдельных событиях в детском саду.
Охотно включаться в совместные игры или другие
действия со взрослым.
По примеру старших замечать настроение членов семьи и
соответственно на него реагировать («Бабушка уснула — нельзя шуметь»).
По побуждению старших делать близким что-то хорошее:
подарить цветы воспитательнице, принести дедушке очки, показать бабушке свои
игрушки.
В детском саду по напоминанию и самостоятельно здороваться,
прощаться, благодарить.
|