В 4—5 лет дошкольник проявляет активный интерес к окружающей
его природе: животным, растениям, погодным явлениям. Возникающие в этом
возрасте вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Откуда?» — порой ставят взрослых —
родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением
проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления
воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом
интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего
развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и
самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной
период.
Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни
оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в
природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что
зверь и растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют
отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над
проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости
человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.
Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних
малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с
животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в
поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от
нравственно положительного поступка.
Представления
Живое. Признаки и свойства растений, животных и человека
как живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут). Признаки отдельных
растений и животных, детей и взрослых, доступные сенсорному анализу: цвет,
размер, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у
разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или
белой, достаточно крупной или небольшой и т.п.); вкусовые качества плодов
огородных и садовых растений и т. п.
Конкретные представления о признаках живых организмов
у отдельных представителей растений и животных (тех, у которых эти признаки
наиболее ярко выражены): ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего;
дышит — чем; растет.
Назначение основных органов и частей растений, животных,
хорошо знакомых детям, человека. (Например: корень у растения всасывает воду из
земли и служит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям
растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка
появляется плод, в котором зреют семена — детки этого растения.)
Общее представление о значении целостности организмов:
нарушение целостности органов приводит к ухудшению состояния, а иногда и м
гибели живого существа. Беречь нужно каждое живое существо.
Конкретные представления об основных потребностях знакомых
детям растений и животных и собственных потребностях: в свете, тепле, влаге,
пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих
потребностей растениями и животными уголка природы, живущими дома, на даче; о
труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к
ним; о состоянии (хорошем, плохом) растений и животных, детей.
Связь растений, животных со средой обитания, с неживой
природой. Общее представление о существовании разных сред обитания: наземной
(почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода), об основных компонентах сред
обитания. (Например: земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков
частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой и т.д.)
Представления о приспособлении отдельных хорошо знакомых
детям растений и животных к среде обитания, выраженном во внешнем строении,
поведении животных, способах существования. (Домашние животные и культурные
растения не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им
помогает в этом человек.)
Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых
сезонных явлениях природы, приспособлении растений и животных к изменяющимся
условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
Представления о труде взрослых по уходу за домашними
животными и растениями. Основные компоненты некоторых трудовых процессов
(кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов и
др.).
Рост, развитие и размножение животных и растений.
Представления о том, что растения, животные — живые; они рождаются от других
живых организмов: растения от растений, а животные от животных. Знания об
изменениях во внешнем виде (строении) и способах существования хорошо знакомых
растений и животных в процессе роста и развития, о некоторых ярких стадиях и их
последовательности. Представления о необходимости беречь как молодое, так и
взрослое живое существо: из маленького вырастает взрослое, у которого снова
будет потомство (цикличность роста, развития и размножения).
Дифференцированные представления об условиях выращивания
растений в уголке природы (свете, тепле, влаге, почве), содержания отдельных
животных (кошки, собаки, морской свинки), птиц (курицы, попугая или канарейки),
рыб (гуппи, золотой рыбки), способах ухода за отдельными детенышами животных,
ростками растений.
Представления о процессе посадки и выращивания лука,
крупных семян растений, его цели, составе компонентов труда (инструменты и
материалы, трудовые действия в их последовательности, результат труда).
Места произрастания и обитания растений и животных
(лес, луг, водоем, парк, газон, аквариум). Основные условия сред обитания.
Связь потребностей растений с условиями. (Например: на лугу много света, нет
высоких деревьев — растут травянистые растения, любящие свет.)
Конкретные представления о животных — обитателях леса,
луга, поля, водоема, о способах удовлетворения их потребностей в условиях
определенной среды — экосистемы. (Например: на лугу много невысоких цветущих
растений, поэтому там живут разные насекомые и мелкие зверьки; над лугами
летают птицы, которые питаются насекомыми.)
Человек. Ребенок,
родители, воспитатели. Особенности внешнего вида, различия и
сходство. Назначение органов. Люди — живые, им нужны пища, чистая вода и
свежий воздух, тепло, свет; им нужны внимание и забота.
Одежда:
деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.
«Чтение» эмоций
человека и соответствующее реагирование на проявление эмоций детей и взрослых.
Различные проявления теплых отношений между людьми.
Познавательные и речевые умения. Различать объекты и
явления природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных
признаков. Пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать
предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться
самостоятельно выделять основания для сравнения.
Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи,
например: морфофункциональные — между строением органа и его назначением; связи
между способом поведения живого существа и условиями среды обитания. Уметь
обобщать объекты по сенсорным признакам, пользуясь моделью.
Уметь составлять описательный рассказ о растениях или
животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения;
использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака (светлее,
темнее, холоднее и т. п.), установленные связи, усвоенные обобщения.
Практические умения. Под руководством и контролем
взрослого осуществлять уход за растениями и животными уголка природы, огорода,
цветника (поливать, рыхлить почву, удалять пыль с растений разными способами,
размножать растения луковицами, крупными и мелкими семенами; кормить животных,
мыть поилки, кормушки, помогать готовить корм). Проявлять некоторую
самостоятельность, радоваться достигнутым успехам, видеть положительные результаты
труда.
Отношение к природе. Проявлять любознательность по отношению
к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, человека,
сочувствие, сопереживание живому организму при нарушении его целостности,
нанесении ущерба его здоровью, доброжелательность и осторожность в играх и
поведении в природе; интерес к труду человека по уходу за растениями и
животными, желание самому оказать посильную помощь взрослому, самостоятельно
выполнить те или иные поручения. Эстетически воспринимать природу, любоваться,
восхищаться ее красотой.
Уровни освоения программы
Низкий. Объем представлений о растениях и животных незначителен.
Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего
строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных,
отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по
предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в
общении с ней слабо выражены.
Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений
(преимущественно деревьев и комнатных), некоторых зверей, птиц, рыб, ярких
насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми
животных, основываясь при этом как на существенных, так и на несущественных
признаках. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы,
избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребенок эмоционально
откликается на красоту природы.
Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет)
достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки.
Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании
выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к
особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду;
обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным
достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно
установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки
объектов природы, делающие их красивыми.
|