Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 06.05.2024, 04:33

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

РЕБЕНОК ОТКРЫВАЕТ МИР ПРИРОДЫ (4-5 лет)

В 4—5 лет дошкольник проявляет активный интерес к ок­ружающей его природе: животным, растениям, погодным явле­ниям. Возникающие в этом возрасте вопросы: «Зачем?», «По­чему?», «Откуда?» — порой ставят взрослых — родителей, пе­дагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к уз­наванию природы, сформировать необходимые для разносторон­него развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жиз­ни оказывается «открытие» (выделение как предметов позна­ния) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво раз­мышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удо­вольствие, радуется добрым, благородным, трогательным по­ступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четы­рехлетних малышей позволяет активно формировать экологичес­ки ценный опыт общения с животными и растениями, стимули­ровать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятель­ности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

Представления

Живое. Признаки и свойства растений, животных и чело­века как живых организмов (двигаются, питаются, дышат, рас­тут). Признаки отдельных растений и животных, детей и взрослых, доступные сенсорному анализу: цвет, размер, части и органы, их пространственное расположение, вариатив­ность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или не­большой и т.п.); вкусовые качества плодов огородных и са­довых растений и т. п.

Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных (тех, у ко­торых эти признаки наиболее ярко выражены): ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего; дышит — чем; растет.

Назначение основных органов и частей растений, живот­ных, хорошо знакомых детям, человека. (Например: корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям растения и дер­жит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена — детки этого рас­тения.)

Общее представление о значении целостности организмов: нарушение целостности органов приводит к ухудшению состо­яния, а иногда и м гибели живого существа. Беречь нужно каждое живое существо.

Конкретные представления об основных потребностях зна­комых детям растений и животных и собственных потребнос­тях: в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей расте­ниями и животными уголка природы, живущими дома, на даче; о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним; о состоянии (хорошем, пло­хом) растений и животных, детей.

Связь растений, животных со средой обитания, с неживой природой. Общее представление о существовании разных сред обитания: наземной (почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода), об основных компонентах сред обитания. (Например: земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой и т.д.)

Представления о приспособлении отдельных хорошо знако­мых детям растений и животных к среде обитания, выраженном во внешнем строении, поведении животных, способах сущест­вования. (Домашние животные и культурные растения не при­способлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек.)

Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некото­рых сезонных явлениях природы, приспособлении растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.

Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными и растениями. Основные компоненты некоторых трудовых процессов (кормление животных, полив растений, вы­ращивание овощей и фруктов, цветов и др.).

Рост, развитие и размножение животных и растений. Представления о том, что растения, животные — живые; они рождаются от других живых организмов: растения от растений, а животные от животных. Знания об изменениях во внешнем виде (строении) и способах существования хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, о некоторых ярких стадиях и их последовательности. Представления о не­обходимости беречь как молодое, так и взрослое живое суще­ство: из маленького вырастает взрослое, у которого снова будет потомство (цикличность роста, развития и размножения).

Дифференцированные представления об условиях выращи­вания растений в уголке природы (свете, тепле, влаге, почве), содержания отдельных животных (кошки, собаки, морской свинки), птиц (курицы, попугая или канарейки), рыб (гуппи, золотой рыбки), способах ухода за отдельными детенышами животных, ростками растений.

Представления о процессе посадки и выращивания лука, крупных семян растений, его цели, составе компонентов труда (инструменты и материалы, трудовые действия в их последо­вательности, результат труда).

Места произрастания и обитания растений и животных (лес, луг, водоем, парк, газон, аквариум). Основные условия сред обитания. Связь потребностей растений с условиями. (На­пример: на лугу много света, нет высоких деревьев — растут травянистые растения, любящие свет.)

Конкретные представления о животных — обитателях леса, луга, поля, водоема, о способах удовлетворения их потребностей в условиях определенной среды — экосистемы. (Например: на лугу много невысоких цветущих растений, поэтому там жи­вут разные насекомые и мелкие зверьки; над лугами летают птицы, которые питаются насекомыми.)

 Человек.   Ребенок,   родители,   воспитатели.   Особенности внешнего вида, различия и сходство. Назначение органов. Лю­ди — живые, им нужны пища, чистая вода и свежий воздух, тепло, свет; им нужны внимание и забота.

 Одежда: деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.

 «Чтение» эмоций человека и соответствующее реагирование на проявление эмоций детей и взрослых. Различные проявле­ния теплых отношений между людьми.

Познавательные и речевые умения. Различать объекты и яв­ления природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков. Пользоваться всеми способами сенсор­ного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения.

Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: морфофункциональные — между строением органа и его назначением; связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания. Уметь обобщать объек­ты по сенсорным признакам, пользуясь моделью.

Уметь составлять описательный рассказ о растениях или животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи резуль­таты наблюдений, сравнения; использовать слова, отражаю­щие меру качества того или иного признака (светлее, тем­нее, холоднее и т. п.), установленные связи, усвоенные об­общения.

Практические умения. Под руководством и контролем взрослого осуществлять уход за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника (поливать, рыхлить поч­ву, удалять пыль с растений разными способами, размно­жать растения луковицами, крупными и мелкими семенами; кормить животных, мыть поилки, кормушки, помогать го­товить корм). Проявлять некоторую самостоятельность, ра­доваться достигнутым успехам, видеть положительные ре­зультаты труда.

Отношение к природе. Проявлять любознательность по от­ношению к особенностям внешнего вида, образу жизни расте­ний и животных, человека, сочувствие, сопереживание живому организму при нарушении его целостности, нанесении ущерба его здоровью, доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе; интерес к труду человека по уходу за растениями и животными, желание самому оказать посильную помощь взрослому, самостоятельно выполнить те или иные по­ручения. Эстетически воспринимать природу, любоваться, вос­хищаться ее красотой.

Уровни освоения программы

Низкий. Объем представлений о растениях и животных не­значителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдель­ные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситу­ативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо вы­ражены.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно деревьев и комнатных), некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, основываясь при этом как на существенных, так и на несущественных призна­ках. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называ­ет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принад­лежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет инте­рес к особенностям их жизни, радость от общения, сочув­ствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, эле­ментарно установить его причины на основе связей различ­ного содержания. Видит признаки объектов природы, де­лающие их красивыми.

Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (29.09.2011)
Просмотров: 3154 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru