На шестом году жизни дети достигают больших успехов в
освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные
закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и
неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное
движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу и др.
Старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают
знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том случае, если
перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается
возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
Стремление к обобщениям и возможность обобщать делают реальной задачу усвоения
детьми элементарных (предметных) видовых и родовых понятий.
Одна из задач воспитателя — способствовать расширению
и углублению представлений детей о природе. Необходимо решать эту задачу в
двух планах: во-первых, продолжать конкретизировать имеющиеся у детей
представления, показывая многообразие признаков, свойств объектов и явлений
природы, во-вторых, приводить знания детей в порядок (систематизировать и
обобщать их).
Вторая задача — развивать у детей соответствующие
содержанию знаний познавательные и речевые умения.
Третья задача — помочь детям освоить навыки и умения
по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.
Однако главной задачей в реализации программы
становится воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных
ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к
окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих
людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка шестого года
жизни формах.
В системе формирования отношений детей к природе большое
место занимает развитие познавательного интереса к природе, а также
эстетических чувств, связанных с ее красотой.
Представления
Растения, животные, человек как представители живого в
мире природы: многообразие внешнего строения конкретных живых существ, основные
жизненные функции (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение);
различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений.
(Береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание из почвы с
помощью корней; по стеблю питательные вещества поступают к листьям, цветкам,
плодам; растение дышит всеми частями, поворачивает листья и цветки к свету.
Белка, скворец, гуппи и др. находят пищу сами, для этого у них имеются хорошее
зрение, слух, обоняние.) Связь между строением органов и их функциями.
(Например, у рыбки обтекаемая форма тела, которая помогает быстро плавать; жабры
помогают ей дышать в воде.)
Представления о потребностях конкретных растений,
животных, людей в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной температуре,
пище, месте для обитания, защите от врагов). Понимание связи между средой
обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни,
зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей.
Своеобразие и неповторимость каждого живого существа,
необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
Знание о целостности каждого живого существа,
жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.), об общих и индивидуальных
потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды.
Конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в
городских и животных разных сред и мест обитания, человека; представления о
цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых
существ от соответствия условий потребностям.
Взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в
сообществах (экосистемах): представления о составе сообществ — водоема, леса,
луга; представления об условиях среды, к которым приспособились растения и
животные, люди в разных климатических зонах. (Например, в лесу растут травы,
кустарники, деревья, грибы, ягоды. Они приспособились к определенной температуре,
освещенности, влажности. Лес населяют разные животные — насекомые, птицы,
звери и др. Люди живут в жарких странах, на севере и т. д.)
Роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной
экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу. Он бережет лес
от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает
заповедники, оберегает растения и животных, занесенных в «Красную книгу».
На основе данной программы у детей формируются элементарные
предметные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые»,
«рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные
изменения».
|